yadocent (yadocent) wrote,
yadocent
yadocent

Categories:

Из истории Луганского еврейства.

Предыдущий опыт https://yadocent.livejournal.com/156181.html

Биография еврейской общины.

По указу Екатерины II от 23 декабря 1791 года евреям, несмотря на существующую в России «черту оседлости», разрешалось селиться в Екатеринославской губернии «…в целях развития промышленности в новом крае».

В 1797 году польских «бродяг» - солдат разбитой польской армии прислали на строительство Луганского литейного завода. Среди них был первый «евраин» Соломон Давидович, 35 лет.

По данным церковного учета 1857 года и 10 ревизий 1858 года в Екатеринославской губернии 1,3% евреев проживали в Бахмутском и 0,3% в Славяносербских уездах. В «материалах для географии и статистики России. Екатеринославская губерния» за 1862 год лиц иудейского вероисповедания в г. Славяносербске насчитывалось 153 человека, на Луганском литейном заводе – 156 человек.




В Луганск евреи приехали из еврейских колоний Екатеринославской и Херсонских губерний. В колониях в тяжелейших условиях евреи осваивали земли этих районов. Евреи занимались промыслами и торговлей. Тем же евреям, которые желали заниматься хлебопашеством, отводились земли, и они на определенный срок освобождались от уплаты налогов. Первая синагога в Луганске была построена в конце 60-х годов 19 века на средства еврейского купечества.

В 1912 году еврейская община имела три синагоги – Хоральную, Митовскую и Ремесленную.

В дореволюционном Луганске, по данным архивных документов, еврейская община была второй по численности после коренного русского (украинского) населения и составляла 5554 человека, русских же насчитывалось 54002 человека, поляков - 569 человек, армян - 263 человек.

Жизнь еврейской общины была активной во всех направлениях. В городе функционировали начальное училище Луганского еврейского общества, частные еврейские училища 3 разряда Гуситинской, Спицеровой, Рагинского. Кроме этого, издавались два детских еженедельных журнала для еврейский детей на русском языке “Цветник (Цветок) Иудеи” (редактор-издатель И.С.Житомирский) и “Южный Израиль”(редактор-издатель Ц.Р.Лейфер), а также еженедельный журнал “Гапрохим”, издателем которого был Луганский общественный раввин П.М.Левнер.

О благотворительности, как об неотъемлимой части деятельности еврейской общины, помнили и в начале ХХ века, о чем свидетельствует существование Общества пособия бедным евреям г. Луганска (председатель Д.И.Беренштейн), на базе которого активно работала Амбулатория общественного пособия бедным больным евреям г. Луганска.

О творческом и эстетическим развитии еврейского населения Луганска заботилось Еврейское литературно-художественное общество под председательством И.Г.Борштейна. Религиозная активность выражалась в посещении трех синагог (здание одной из них сохранилось до сих пор), молельного дома при Юрьевском заводе, а за мудрым советом или помощью в проведении религиозных обрядов обращались к духовному раввину г. Луганска А.М.Фридману. Религиозные еврейские праздники освещались во всех справочных изданиях уезда наравне с христианскими.

Немалый вклад в развитие экономики и промышленности края внесли евреи-предпрениматели. К примеру, П.М.Гольдштейн был управляющим Азовско-Донского коммерческого банка и председателем правления ссудо-сберегательного товарищества; Б.И.Эстерович был владельцем Луганского кирпично-черепичного и винокуренного заводов, а семья Вендеровичей имели чугунно-литейный завод в с. Ивановка, были совладельцами шахт, имели большие дома на Почтовой улице. Р.П.Геннефельд - чугунно-литейный и механический (п. Лозовая-Павловка). Среди купцов первой и второй гильдии были братья Ольховы: Соломон, Флавий, Фабиан – владельцы пивоваренного завода. А.Д.Вендерович и И.И.Антейкер были старшинами Луганского горно-коммерческого клуба.


Фото.1. Дом С.Д. Вендеровича (сейчас на этом месте Луганский областной
художественный музей)



Фото 2. Вид на особняк Д.С. Вендеровича сбоку

В 1917 году в марте в еврейской общине Луганска появился комитет Еврейской социал-демократической рабочей партии. В этой организации насчитывалось около 500 человек. Они организовывали профсоюзы игольного цеха, парикмахеров, торгово-промышленных служащих. Комитет имел своих депутатов в Совете, гласных в городской Думе, издавал газету «Еврейский социалист».

В 1930-е годы в Луганском округе проживало 1,66% евреев. Среди городского населения они составляли – 12 %. Проживали они в основном в Луганске, Алчевске, Лозовой-Павловке (Кадиевка). Своих школ евреи не имели. В Луганске в двух семилетках преподавали еврейский язык в еврейских классах. В 1929-1935 гг. были закрыты синагоги. В 1938 году были закрыты еврейские классы в школах.
Геноциду были подвержены евреи в период оккупации в 1942 году. В Луганске, на Острой Могиле было расстреляно более 3 тысяч мирных жителей: стариков, женщин и детей.

Евреи сражались на фронтах ВОВ, героически боролись с фашистскими захватчиками. Борис Горбатов в своем романе «Непокоренные» описал расстрелы мирных жителей Луганска на Острой Могиле.

Евреи приняли активное участие в восстановлении разрушенного города. Были построены новые улицы, построен цирк (архитектор Гамерштейн). Большое внимание уделялось развитию промышленности в городе. Директор завода им. Пархоменко Л. Красиловский, главный инженер завода ОР много сил и энергии вложили в развитие промышленности нашего города. Л. Шлапоберский – знаменитый фотокорреспондент, его фотографии и фотоочерки помещали в областные, республиканские, всесоюзные газеты и журналы.

Возрождение еврейской культуры началось с создания еврейского культурного центра «Нэр» в 1992 г. Центр стал средоточием еврейской жизни города вплоть до открытия ЛОБФ «Хэсэд Нэр».
В 1997 г. в Луганск пришел Американский Еврейский Объединенный распределительный комитет Джойнт. При поддержке был создан Луганский областной благотворительный фонд «Хэсэд Нэр»
. В сентябре 1997 года первые 500 луганчан получили праздничные наборы к Рош-а-Шана от «Джойнт». В октябре 1997 года в областной украинской юстиции зарегистрирован Луганский областной благотворительный фонд «Хэсэд Нэр». Уже в декабре 1997 года начали работать первые социальные программы питание, патронаж, прокат, благотворительная аптека, клуб. С января 1998 года программы Хэсэда пришли на периферию. В феврале 1998 года родились первые общинные программы. А уже в ноябре 1998 года в торжественной обстановке, впервые в СНГ, открылся наш еврейский дом – Хэсэд, общинный центр, синагога. В 1999 г. в Луганске открывается Общинный центр при фонде, а в 2000 г. общинные программы в 7 городах области. За 5 прошедших лет Хэсэд вырос и сильно изменился. Хэсэд – это 10 социальных и 20 общинных программ. Это 58 населенных пунктов, куда приезжает Хэсэд на колесах. Это 7 отделений в крупных городах Луганской области.

В 1999 г. была официально зарегистрирована религиозная община «Эмуна», в город приехал рав Шолом Гопин. В этом же году были открыты еврейский детский сад и еврейская общеобразовательная школа «Бейт Менахем». (Ор Авнер). В 2002 г. при школе открыт пансион для иногородних детей.

В городе также работает Израильский культурный центр, еврейское агентство Сохнут. Сделаны первые шаги в строительстве новой синагоги.

Число членов общины на 2002 составляло 7800 чел. Репатриация в Израиль: 1999 – 608 чел., 2000 г. – 617 чел.

Организации и службы: ЛОБФ «Хэсэд Нэр» и Общинный центр; Религиозная община «Эмуна», синагога; Еврейский детский сад и еврейская общеобразовательная школа «Бейт Менахем»; Еврейское агенство «Сохнут»; ИКЦ (воскресная школа). Выходит газета «Нэр» (ЛОБФ «Хэсэд Нэр») и газета еврейской общеобразовательной школы «Бейт Менахем»,

Весной 2014 Луганская еврейская община прославилась своим резонансным зявлением



В августе 2014 Еврейская община Луганска объявила об организации эвакуации евреев города из зоны военных действий. Как сообщалось на сайте общины, в городе формируется группа, которая выедет в Израиль по упрощенной схеме репатриации при финансовой поддержке благотворительного фонда «Керен Едидут». Выезд был назначен на сентябрь 2014 года. Также организована эвакуация евреев в безопасные области Украины. Луганская еврейская община опубликовала заявление, в котором просила помочь оповестить евреев города о предстоящем отъезде: «В связи со сложной обстановкой в городе, связанной с отсутствием телефонной связи и любых форм оповещения, просим помочь найти евреев Луганска. Всем, кто не имеет возможности выехать из города, будет организован выезд от синагоги». Среди погибших тогда от обстрелов города украинскими карателями была и еврейская семья Ситниковых.

17 августа 2018 года официальную регистрацию в Министерстве юстиции ЛНР получила религиозная организация «Луганская еврейская община ортодоксального иудаизма» (руководитель Павел Бойченко, завкафедры лабораторной диагностики ЛНУ им.Шевченко). В начале сентября представители общины отметили еврейский новый год Рош-ха-Шан. В этот праздник принято посещать кладбище и поминать умерших, поэтому первым делом представители общины занялись благоустройством кладбища, расположенного в районе Луганского автовокзала. «Здесь были непроходимые заросли, здесь собирались бомжи, наркоманы, сатанисты. Мы начали это кладбище восстанавливать своими силами», – рассказал Павел Бойченко, сам переживший Блокаду-2014 и выпустивший книгу "Непонятная война" (2016).

Известные Луганские евреи https://jewishnews.com.ua/community/evrejskaya-ukraina-10-faktov-o-evreyax-luganska

Tags: История Донбасса, ЛУГАНСК, про евреев
Subscribe

promo yadocent january 28, 05:22 1
Buy for 90 tokens
32 года назад
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments