yadocent (yadocent) wrote,
yadocent
yadocent

Про казаков

Не герои правды й воли
в камыши ховалысь
Та з татарином дружили,
з турчином едналысь.

Павлюкивци й Хмельничане,
хижаки - пьяныци

Дерлы шкуру з Украины,
 як жиды з телыци

А зидравши шкуру,
мясом з турчином делились

Поки вси поля кистками
билыми покрылысь.

Пантелеймон Кулиш

Украине не повезло в том, что большей частью ее история проходила на окраине общемировых процессов. В тех же случаях, когда на этой земле имели место действительно серьезные события международного значения, мы оказывались несамостоятельными в государственном плане. Так формировался национальный комплекс неполноценности, а вместе с ним и желание доказать, что «мы — не хуже всех». В итоге возникали мифы и легенды, весьма расцветившие отечественную историю и сильно тешащие национальное самолюбие, но имеющие крайне мало общего с действительностью. Наиболее распространенный героический эпос, растянутый в веках, — это история запорожского казачества.

Сегодня частенько приходится читать о его очень героической роли в жизни украинского народа. Некоторые писатели-публицисты в порыве патриотического зуда расписывают Запорожскую Сечь прямо как «Город Солнца», оплот демократии и очаг борьбы за независимую Украину. Отождествляя всех казаков без исключения с украинцами, «свидомые» на этом основании рисуют карты «Этнографических границ Украины», включающие Кубань, Дон, Ставрополье, Воронежчину. Однако реальная история весьма далека от этих идеалистических схем.

Напомним, что “Летописное повествование о Малой России” Александра Ригельмана весьма подробно описывает отличия малороссиян (украинцев) от запорожских казаков: “Сечевские козаки… сделали на Днепре засеку и в ней поставили шалаши великие, назвав их куренями и жить стали… каждый по склонности промысла своего в рыбе, звере и меду изобильствовал… многими своими самовольствами, безчиниями, бунтами и разбоями так имя свое оскаредили… храбрость оную в бунтовское свирепство обратили, ибо у себя самих непрестанные делали смущения междуусобием и часто себя убивали, от чего кошевой и старшина в великом страхе всегда были… При всем оном два устава, которые имели Запорожье: безженное житье да жестокое наказание домашним татем…

Сии козаки везде грубы были. Напротив того украинские черкасы или малороссийский народ, как-то шляхетство, козаки и посполитые, ведут жизнь свою весьма инако. Они имеют порядочное селение в городах, местечках, селах и хуторах, производят хлебопашество, посев огородный, сады и багчи, делают всякое художество, ремесло и торги… В обхождении приятны и ласковы… Сей народ веселого нрава, любит музыку и прочие веселости. Они почти все плясать по-польски, а паче по своему черкаскому умеют”.

Лучший знаток украинского казачества, историк и археолог Д.И.Яворницкий в своем трехтомнике «История запорожских казаков» о возникновении казачества писал: «1469 году многочисленное татарское войско, создавшееся за Волгой из беглых разбойников и изгнанников и назвавшееся казаками, прошло от Волги за Днепр и опустошило Подолию». О том, что слово «казак» — восточное (так же как и «байрак», «башмак», «майдан», «отаман») знают вероятно все.

На Украине историю казачества принято отсчитывать с 1489 года (упомянутого у М.Грушевского документа о нападениях «разбойничьих казаков»), хотя на территории России (точнее под Рязанью) «казаки» упоминаются еще в 1444 (Полное собрание русских летописей.-Т.12.-С.68). Да и вплоть до середины ХVІ века “козацтво” было лишь образом жизни, техническим названим постоянной партизанской степной войны против татар. Этим занималась и польско-литовская шляхта, и мещане из приграничных городов Речи Посполитой и вольные уходники-хуторяне. На протяжении первых 100 лет существования Запорожская Сечь и ее обитатели весьма мало беспокоились о воплощении в жизнь сколь-нибудь масштабных проектов, отдавая предпочтение набегам на Крым и Турцию с целью банальной наживы, или, выражаясь политкорректно, — добычи средств к существованию. То есть речь шла о привычном для средневековья пиратстве (морском и сухопутном), которое в описываемые времена было сродни современному профессиональному спорту, т. е. — рискованным, травмоопасным и даже смертельным занятием, но в случае успеха обеспечивало победителей хорошими доходами, избавляя от необходимости горбатиться на пашне или в ремесленном цеху. Естественно, что в этой вольнице не могло зародиться ни гражданское чувство, ни государственное начало, подразумевающее повседневную дисциплину, субординацию, ответственность и чувство долга перед окружающими.

Г.Красинский в книге «Казаки Украины» (Нью-Йорк, 1985) справедливо отмечал, что запорожцев «можно сравнить... с их современниками, знаменитыми флибустьерами XVІІ века». Не менее весело писал знаменитый французский просветитель Вольтер: «Это земля запорожцев – самого странного народа на свете. Это шайка русских, поляков и татар, исповедывающих нечто вроде христианства и занимающихся разбойничеством; они похожи на флибустьеров». Действительно, образ жизни, нравы, обычаи и тактика морских операций запорожских казаков и корсаров Вест-Индии имеют много общего. Свои разбойничьи рейды на Черное море запорожцы осуществляли на так называемых «чайках» — парусно-гребных судах, которые строились на Сечи. Это романтическое название происходит от итальянского saіcca, болгар. шайка — судно, пиратский корабль.

Пытаясь как-то организовать эту стихию Польские короли и начали в 70-х гг XVI века учреждать «реестры» (попросту говоря, ведомости на выдачу жалования), превращая «вольных пиратов» в наемных каперов. Ясное дело, что все первые казацкие гетманы были поляки. Сомневающимся просто перечислим имена: Ян Оришовский, Войтех Чановицкий, Самуил Зборовский, Кирик Ружинский, Криштоф Косинский, Криштоф Нечковский, Николай Зацвилиховский, Арковский, Кремпский, Пырский и т. п. Английский историк Э.Карр, автор фундаментальной 14-томной «Истории Советской России», считал поляком и Богдана Хмельницкого (Т.1, с.237). Его знаменитый сподвижник полковник Морозенко, прославленный в народной думе, на самом деле был польский шляхтич по имени Станислав Мрозовецкий. Другой соратник – киевский полковник Михаил (он же Станислав) Кричевский, погибший в 1649 при обороне столицы от литовцев. Многие историки, например Н.И.Костомаров, писали о польском происхождении Мазепы, чье полное имя звучит так: Ян Стефанович (не Иван Степанович) Мазепа-Колединский.

Ура-патриотические заявления историков типа В.И.Сергийчука: «Походы на море были вызваны к жизни необходимостью защиты отечества — и это следует подчеркнуть,— а не грабительскими намерениями, как это иногда представляют отдельные исследователи» имеют демагогический характер. Анализ многочисленных исторических документов XVІ — первой половины XVІІ вв. свидетельствует о том, что в те ранние времена своей истории запорожские казаки руководствовались, прежде всего, своими корпоративными, а не национальными интересами. Это понятно, ведь их община была весьма пестрой в нац. отношении. Польский посол Л.Пясочинский в 1601 г. сообщал, что среди запорожцев были «и поляки, и московиты, и волохи, и турки, и татары, и евреи, и вообще люди всякого языка». Подробный анализ Реестра 1649 года, сделанный еще в 1978 советскими учеными, показывает глобальный интернационализм казацкого сословия. Помимо значительного количества русских, украинцев, белорусов и поляков здесь нашлись сотни молдаван, сербов, болгар, десятки турок, татар, венгров, греков, чехов, немцев, шведов, латышей, албанцев, евреев, цыган, армян, грузин, черемисов. А что писал Д.Яворницкий? “в Сичи можно было встретить всякие народности, чуть ли не со всего света выходцев, как-то: украинцев, поляков, литовцев, белорусов, великорусов, донцев, болгар, волохов, черногорцев, татар, турок, жидов, калмыков, грузин, немцев, французов, итальянцев, испанцев и англичан” (т.1, с.143).

В целом казачество в качестве коллективного выразителя национальных интересов начало восприниматься с конца XVI века — с момента заключения Брестской унии 1596 г., которая поставила православных в положение угнетаемого меньшинства. Этим бездумным актом Польша и поляки, сами того не желая, способствовали первоначальной консолидации жителей «всходних крессов» в единый этнос, осознанию ими себя некой общностью. А запорожцы, как ее вооруженный и организованный авангард, начали подумывать не только о том, как вышибить из Варшавского круля побольше реестр да зарплату, но и о более высоких и далеких материях. За десятилетку «золотого покоя» 1638-1648 на Украине Малороссийской накопилось столько недовольных, что Хмельницкий, как это часто бывает с историческими личностями, просто оказался в нужном месте в нужное время. И свара мелкопоместного шляхтича с местным подстаростой Чаплинским из-за хутора Субботов переросла в Освободительную войну, в результате которой на Левобережье не осталось ни одного живого поляка или еврея, разумеется, кроме тех, кто успел перекреститься в «щирых козаков» (см. Реестр-1649).

Впрочем, не место сгинувших панов-шляхтичей очень скоро полезли «паны полковники», не думавшие ни о какой Украине, но зато весьма заботящиеся о своих карманах. Даже накануне знаменитой Переяславской Рады царского посла успели навестить местный полковник П.Тетеря и генеральный судья С.Зарудный-Богданович, выклянчившие себе соответственно местечки Смелу и Старый Млиев. Иван Золотаренко тогда получил Батурин и Борзну, его брат Василь - Новые Млины и Мену. А уж гетманы все подряд в договорных «Статьях» первыми пунктами оговаривали размеры личного имущества и оклада «на булаву». Процесс пошел…

Именно этот классовый эгоизм казачества («а поспольству нести попрежнему обыклое тягло господину», - велел Универсал Хмельницкого) и обрек страну на эпоху «Руины», когда разноориентированные группы казацкой старшины разорвали ее на части: «королевскую», «царскую» и «ханскую» (кто больше даст). Не думал ни о какой незалежности и столь разрекламированный на десятке гривен Мазепа: согласно договору с Карлом малороссийские земли возвращались под власть Польши, а взамен ему выделялось отдельное княжество в Белоруссии. А после уравнения казацкой старшины в правах с российским дворянством, «элита нации» как-то удивительно быстро забыла об идеалах государственности и прочих высокопарных вещах.

Безусловно, казачество было важным фактором в истории развития украинского народа, но в большинстве случаев оставалось «вещью в себе», постепенно сползая к кастовости. В итоге, кроме Хмельниччины, когда казацкие авангарды подпирали многотысячные толпы крестьян, казачество никаких масштабных деяний национально-государственного значения не совершило, хотя поводов для этого было более чем достаточно. А.Панасенко приводит очень точное сравнение: Польша (вернее — ее часть) находилась под властью Российской империи 124 года, причем в куда более привилегированном положении. Тем не менее, поляки за это время подняли три крупнейших восстания (1794, 1830—1831 и 1863—1864 гг.), подавляли которые регулярные армейские части во главе с полководцами уровня Суворова и Паскевича. Украина же за 300 лет «гнета» не сподобилась ни на одно подобное событие, несмотря на наличие (до последней четверти XVIII века) казачества — постоянно вооруженного ядра, которое по логике вещей и должно было выступать выразителем и защитником национальных интересов. Но «ядро» оказалось неспособным защитить даже само себя — та легкость, с которой в 1775 г. по приказу Екатерины была сдана Запорожская Сечь, является не национальной трагедией, как пытаются преподнести новейшие идеологи, а национальным позором. Но признать подобное — значит, лишить прошлое Украины героики, которой и так, откровенно говоря, негусто.

В период «перестройки» и «национального возрождения» эту архаичную институцию попытались возродить на националистической почве (удачно подвернулся 500-летний юбилей, широко отмеченный в 1989 году). Помните, кто стал первым гетманом «укр.козацтва» - экс-диссидент В.Чорновил. Булаву «почетного гетмана» получали поочередно президенты Л.Кравчук, Л.Кучма, В.Ющенко, только сегодняшний В.Янукович, пока еще избег этой участи. Но в целом состоянии казачество пробыло очень недолго, традиционно приобретя вид весьма раздробленных группировок политизированного или фольклорно-этнографического характера. В январе 2005 пара десятков «козацтв» совершили попытку объединения под оранжевым флагом, избрав «верховным гетманом-президентом» В.Ющенко. Но и это объединение оказалось недолговечным: в том же 2005 о своем «гетманстве» объявил «Верховный атаман» УРК (и директор Донецкого института искусственного интеллекта) Шевченко и – понеслось по–прежнему.

Сегодняшние «казачества» выродились в костюмированные партийки – с тем же пренебрежением к легитимности и каким-то порядкам или правилам. Вот допустим, исключили из одной партии, скажем Зеленых, одного активиста, скажем С.Курыкина, а он берет и организовывает новую партию, скажем «Зеленую». И все при деле, при постах. Весьма похоже на историю не столь давнюю, когда из Козацкого товарыства «ЛугаКий» исключили некоего атаман-генерала Дудника, а он тут же, раз – и организовал Козацкое товарыство «Лугари». Вроде бы всего три буквы поменял, а все на месте – и погоны, и лампасы, и громкий чин сохранился. Правда и его обидчик-исключатель Кравченко тоже уже не при делах – недолговечные у нас вожди.


Tags: из архива, история Украины, про казаков
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Отношение к Ленину – индикатор фашизации общества

    В 2020-2022 г. на 1% самых богатых семей РФ пришлось 24% доходов страны, а на 50% бедных – всего 15%. Средний доход семьи из 1% богачей был в…

  • Л.И.Брежнев о "культе личности"

    19 октября 1961 года на XXII съезде КПСС Председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев выступил с докладом вполне…

  • Персей и Медуза

    Персей убивает Медузу. Версия Лорана Маркеста. Персей убивает Медузу. Версия Дока Зенита. Медуза убивает Персея. Версия Лучано…

promo yadocent february 24, 05:05 Leave a comment
Buy for 80 tokens
Статилко Валерий Алексеевич (15.10.1961) из села Алабота Русско-Полянского района Омской области. В 1974 семья переехала в Омск, где он в 1979 окончил СШ № 69. В октябре 1979 был призван в Вооруженные Силы СССР, вернулся сержантом. В 1987 закончил Омское высшее общевойсковое командное училище…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments