Мастер и Маргарита
Юрий Кара 1993 | Владимир Бортко 2005 | |
Валентин Гафт | Воланд | Олег Басилашвили |
Анастасия Вертинская | Маргарита | Анна Ковальчук |
Николай Бурляев | Иисус | Сергей Безруков |
Михаил Ульянов | Понтий Пилат | Кирилл Лавров |
Виктор Раков | Мастер | Александр Галибин |
Вячеслав Шалевич | Каиафа | Валентин Гафт |
Лев Дуров | Левий Матвей | Семен Стругачев |
Виктор Павлов | Бегемот | Александр Баширов |
Владимир Стеклов | Азазелло | Александр Филиппенко |
Александра Захарова | Гелла | Таня Ю |
Александр Филиппенко | Коровьев | Александр Абдулов |
Режиссер Юрий Кара, землячок из Донецка – небесталанный конъюктурщик. Дебютировав в 1987 стилизованной под тридцатые экранизацией популярнейшего тогда автора Бориса Васильева «Завтра была война» на становящуюся модной тему разоблачения сталинских репрессий, он уже вторым фильмом «Воры в законе» (на не менее популярную тему мафии эпохи «застоя») вполне заслужил присужденную ему одесситами «Премию трёх К» (конъюктура, коммерция, китч). Дальше вернулся к разоблачению сталинщины в «Пирах Валтасара» (1989), а почуяв интерес к полузапретному Булгакову, шустро сляпал к 1993 первую экранизацию знаменитого романа. Правда влип в долгие имущественные разборки с продюсерами и правонаследниками (тоже характерная примета 90-х), поэтому его опус на долгие годы лег «на полку». Плюс к этому один из «высоколобых творцов» Э.Климов, тоже собиравшийся экранизировать МиМ, обиделся на перебежавшего дорогу и натравил на конъктурщика шоблу таких же высоколобых критиков. Помнится, читал я в «Литературной газете» рассуждения одного автора насчет того кто кому волк в условиях неограниченно свободного рынка: Кара Климову или Климов – Каре.
Тем не менее – талант не пропьешь. По подбору типажей экранизация Кары – на голову выше, чем версия Бортко.
Воланд – Гафт и только так. Со времени прочтения романа я не представлял себе другого Воланда. И очень печально, что талантливейший Владимир Бортко, ценимый мною именно за предельную близость экранизаций к тексту литературного первоисточника («Без семьи», «Собачье сердце», «Идиот», «Тарас Бульба»), из-за ложной боязни повторения не рискнул отдать Гафту роль Воланда, взамен всунув его в некую расплывчатую фигуру прото-Берии под названием «Человек во френче».
Предложенный Бортко вместо этого «мосфильмовский антиквариат» со старческими бородавками Басилашвили на роль откровенно не тянет. Да и остальные старики, собранные Бортко, – Галибин, Адабашьян, Галкин – все они на много лет старше своих персонажей.
Ну не выглядит субтильный и лопоухий 80-летний Лавров как «жестокий прокуратор всадник Понтий Пилат» ! Вот Михаил Ульянов у Кары – это самое прямое попадание в цель – крепкий кряжистый мэн.
То же самое касается и Маргариты. С самого прочтения я представлял ее образ именно с лицом Вертинской. Заменившая ее Ковальчук напоминает не загадочную ведьму, а базарную торговку. Ей бы еще адэскаго акцента в речь – и получилась бы вылитая «няня Вика» из сто раз проклятого американоидного ситкома. Преображение, сделанное в форме придурочного смеха на полчаса – фу!
Вот по Исусам – согласен, Бортко и Кара идут ноздря в ноздрю. Ибо, скажу страшную вещь: Сергей Безруков – таки превосходный артист. И у меня нет хронической аллергии и идиосинкразии на его физиономию. В отличие от.
Преимущества Бортко: работая на 12 лет позже и не будучи ограниченным метражом кинофильма (Каре свою авторскую версию в 200 минут пришлось зверски сокращать до 118) он сполна воспользовался плодами технического прогресса. Полеты Маргариты и роскошный Бал Сатаны – выше всяких похвал. Но за этот телеметраж пришлось расплачиваться цензурными уступками.
Кара в безбашенные 90-е мог спокойно снимать большую толпу абсолютно голых баб со всеми подробностями (не только массовку, но и актерок), Бортко пришлось одевать танцгруппу стриптизерш в профессиональные стринги, а Геллу и шабашисток драпировать какими то развевающимися кисейными тряпками. Кара мог снимать полуголого Гармаша на Красной площади (хотя и ночью), орущего крамольные вещи: «Сатана в Кремле!». Бортко такого себе позволить уже никак не мог. Зато он мог изложить всю историю более глубоко и подробно и заказать не примитивный электронный запил «дын-дын», а великолепный саундтрек (Корнелюк доказал, что «Город которого нет» – это не единственный его шедевр).
Но при этом, как не странно, Кара в нищие 1990-е смог позволить себе экспедицию в Иерусалим (Израиль), чтобы снять библейскую линию «на месте событий». А Бортко – доехал только до Болгарии и снял всë в декорациях, оставшихся от какого-то голливудского шлакбастера. А Голгофу нашли в крымском Судаке, где до сих пор стоят эти три креста в качестве туристических достопримечательностей. И примитивнейший «Кот Бегемот», сделанный из карлика, одетого в явно синтетическую шкуру. Из эпизодников отмечу удачи Олейникова и Урганта.
Зато Кара (конъюктурщик этакий) затащил в свою фильму кучку модных в 90-е двойников: на Балу Сатаны оказались и Гитлер (со свастикой!), и Сталин, и Ленин, и даже Мазепа с Петром 1… Однако, увы, торопливость кинофильма не позволила ему раскрыть сюжет полнее и объемнее. Изложение примитивное, актеры актерствуют, а не играют (Филиппенко вообще запредельно).
Резюме: несмотря, на отдельные удачные попадания (резонансная сцена с растаптыванием божьего лика) и превосходный актерский ансамбль, по общему счету Бортко выходит вперед.
Хотя… Что скажет народ?
Киносравниваем
Фильм Кары лучше
24(16.2%)
Сериал Бортко лучше
45(30.4%)
Оба хуже
40(27.0%)
Каждый по своему хорош
35(23.6%)
Свое мнение выскажу в коментах
4(2.7%)
Journal information