yadocent (yadocent) wrote,
yadocent
yadocent

Еще несколько героев атеистического фронта

Ананянц Григорий Абрамович. Уроженец Астрахани. До революции обучался в гимназии, был верующим. В 1946 принял сан священника армяно-грегорианской церкви, затем был переведен в Краснодар  настоятелем местной церкви. Столкнувшись с фактами финансовых махинаций духовного руководства, в 1959 опубликовал статью «Почему я отрекся от сана священника» в г. «Советская Кубань» 12.12.1959.

И.Глеба. Был священником в селе Тросник Виноградовского района Закарпатской обл. УССР. В начале 1960-х гг отрекся от сана и опубликовал несколько статей в рубрике «Розвіємо релігійний дурман!» в областной газете. Цитаты: «І що б не робив святоша, йому все сходило з рук, єпархія і владика його завжди оправдовують, його вважають майже святим. Дуже шкодую, що я пізно зрозумів справжню реакційну суть релігії, яка привчає людей до пасивності, гнітить їх розум, задурманює всякими вигадками про неіснуючого бога. Причиною цього було те, що я довго не читав наукової літератури» (І. Глеба. Відрікаюсь від сану священника // Закарпатська правда. 8.07.1961). «За час, що минув після мого відречення від сану мені багато раз доводилося зустрічатися з робітниками і колгоспниками. Виступаю перед ними з лекціями на антирелігійні теми, веду індивідуальні бесіди з віруючими. І вони з інтересом слухають мої виступи, бо хочуть знати правду про релігію, про віру в бога» (І. Глеба. Люди йдуть до світла // Закарпатська правда. 11.01.1963).

Г.Дуран. Под воздействием смерти отца и набожности матери стал послушником Мукачевского монастыря. Здесь окончил новициат, работал на разных послушаниях. После освобождения Закарпатья от фашистской оккупации в 1944 оставил монастырь и работал агрономом в колхозе. 8 апреля 1958 г. выступил в газете «Советское Закарпатье» со статьей «Трагедия моей юности», в которой обличал монастырские порядки: «Когда началась война против Советского Союза, Гегедюш (настоятель монастыря) не раз с амвона призывал братию усердно молиться за успешное продвижение фашистских орд на Восток».



В.Егоров. Родился в семье эмигрантов в Харбине. Начал служить дьяконом в церкви, затем священником на станции Барим. После окончания 2 мировой войны вернулся в СССР и продолжил служить священником в РПЦ до 1962 года: Кострома, Муром Владимирской епархии, настоятель Воскресенской церкви Читы и благочинный 2 Иркутского округа, протоиерей. Разочаровавшись в церкви, отрекся от сана. Выступал с антирелигиозными лекциями, автор статьи «От тьмы к свету» // ж. «Агитатор» №2, 1963.

А.В. Клименко. С 1942 служил священником в православной церкви на Украине, с 1956 в селе Сулимовка. Но к 1954 разочаровался в религии и весной 1960 года объявил о снятии сана. Выступил со статьей «Смелее рвите религиозные путы!» // Киевская правда. 19.06.1960; Алтайская правда 26.07.1960; Кировская правда. 7.07.1960; Красный Север (Вологда). 6.08.1960; Советская Эстония. 17.08.1960; Кабардино-Балкарская правда. 10.09.1960 г.

http://irbis.akunb.altlib.ru:81/pm/pm000035/1960176.pdf

Юлий Иванович Мересий. Родился в 1913 в бедной семье дьячка в селе Каменское на Закарпатье. После 7 классов гимназии в апреле 1932 поступил в монастырь василиан на Чернечей горе возле Мукачева. Учился в Галичине (Перемышль), после установления в 1939 Советской власти переехал в Оломоуц на богословский факультет Пражского университета и был высвячен в монахи с именем Богдан. В 1940 после окончания обучения направлен на Закарпатье (Мукачевский монастырь), но по доносу мадьярона Дудаша в декабре арестован, вывезен в Будапештский монастырь иезуитов, а потом полтора года содержался в монастыре с.Микула в Северной Трансильвании. После освобождения летом 1942 вернулся на Закарпатье, стал иеромонахом, в 1943 помощником игумена Мукачевского монастыря, затем игуменом Ужгородского и Малоберезнянского монастырей. После ликвидации унии в 1947 порвал с церковью. Работал бухгалтером промартели «Искра» в селе Солотвино Раховского района. Выступал с антирелигиозными лекциями (Б.Яранцев. Не путями господними // Смена №773, август 1959). Также выпустил ряд атеистических публикаций: «Як монастир калічив моє життя» // Закарпатська правда. 9.03.1958; «Моя відповідь недовірливим» // Закарпатська правда. 30.03.1958; Кому «заповіді» допомагали, а кому заважали. // Закарпатська правда. 17-30.05.1958; «Что такое отпуста?» // Советское Закарпатье. 23.06.1959; «Молитва исцеляет» // Наука и религия №8, август 1962; «За брамою монастиря. Спогади». Ужгород: Закарпатське обласне видавництво, 1960. Умер в 1976 г.

Валериан Панов. Служил псаломщиком православной церкви в Кировской области. Отрекся от Церкви и религии. В январе 1961 выступал свидетелем на открытом суде над попом Иоанном Евдокимовым в г.Вятские Поляны (М.Михайлов «Фарисей в рясе» // «Кировская правда» 5 февраля 1961).

Спасский Николай Николаевич. Родился в 1889 в семье священника. Обучался в духовном училище и духовной семинарии, в 1915 году окончил Московский коммерческий институт. Длительное время работал учителем и бухгалтером в советских учреждениях. В 1941 оказался на временно оккупированной гитлеровцами территории Украины и чтобы избегнуть работы на немцев, в 1942 стал священником. Служил в Черновицкой, Смоленской и Астраханской епархиях. Столкнувшись с многочисленными финансовыми злоупотреблениями и аморальной жизнью священников, разочаровался. Последняя должность: благочинный 3 округа Сталинградской области, настоятель Никольского молитвенного дома г. Михайловки, протоиерей РПЦ. 25.05.1959 направил открытое письмо епископу Астраханскому и Сталинградскому с обоснованием своего отречения от церкви. 7.06.1959 текст статьи «Почему я отрекся от церкви» был опубликован в г. «Сталинградская правда» и позднее перепечатан: в г. «Волга» 11.06.1959, «Крымская правда» 8.07.1959, «Луганская правда» 5.07.1959, «Советская Чувашия» 8.08.1959, «Красный Север» (Вологда) 12.07.1959 и др. Потом выпустил книги «Не хочу обманывать» (1960) и «Моя исповедь» (1961). После выступлений 5.06.1959 распоряжением епархиального совета №879 был лишен сана и отлучен от церкви, 30.12.1959 постановлением Священного Синода №23 «извергнут из сана».

Валентин Пахомов. Родился в 1930 г. Во время войны осиротел, под воздействием религиозной бабушки ушел в Троице-Сергиеву лавру, затем стал иноком-послушником Псково-Печерского монастыря под именем «Валент». Позднее служил келейником архиепископа Астраханского и Сталинградского Сергия. Был назначен им заведующим свечной мастерской. Столкнувшись с многочисленными финансовыми злоупотреблениями и аморальной жизнью священников, разочаровался. 21.06.1959 заявил об отказе принять сан и отречении от церкви. Поддержал выступление Спасского в разоблачительной статье «Я хочу света, радости» в г.«Сталинградская правда» 28.06.1959, перепечатанной в газете «Волга» 8.07.1959 г. 1.07.1959 резолюцией Епископата №992 был предан анафеме.

Константин Ф.Попков родился в 1923 в Москве в рабочей семье. С 1935 был служкой, затем псаломщиком, с 1940 иподьяконом у митрополита Введенского, с 1944 священником. Позднее служил в Новосибирской епархии (Красноярск, Прокопьевск, Ачинск). С 1957 священник молитвенного дома в г.Камне-на-Оби, затем в Троицком храме поселка Алгу Алма-Атинской епархии. Потом служил в Джамбуле, откуда в 1959 оправил телеграмму архиепископу Алмаатинскому Иннокентию об отказе от духовного сана. Выступил со статьей «Почему я порвал с церковью» // Лежский ударник. 9.04.1959; затем статьей «За церковной оградой» (сб. «Почему мы порвали с религией». Барнаул, 1960). В статье "С религией не по пути" (сб. «Знания и вера в бога». М., 1960) рассказал, почему он отрёкся от сана.

Петр Скворцов. С 1947 служил священником в Новосибирско-Барнаульской епархии (Большой Улуй, Томск, Осинники), с 1954 в Михайло-Архангельской церкви Рубцовска. Столкнувшись с рядом аморальных поступков священнослужителей, разочаровался и в 1960 отправил открытое письмо епископу Донату «Я отрекаюсь» (сб. «Почему мы порвали с религией» Барнаул, 1960).

Георгий Васильевич Станканинец. Староправославный протоиерей, служил в Закарпатье. С 1949 настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Горонда Закарпатской обл. с 1950 священник Покровского храма Ужгорода (храм-памятник павшим русским воина 1 мировой). В конце 1950-х после закрытия храма отказался от церкви.

В.Торбич. Был монахом одного из монастырей Закарпатья. В 1958 выступил в «Закарпатской правде» с открытым письмом «Давайте отбросим религиозный дурман», в котором призывал: «Давайте ж відкинемо релігійний дурман і ще активніше включимося в боротьбу за те, щоб прискорити наближення світового комуністичного завтра» («Давайте відкинемо релігійний дурман» // Закарпатська правда. 13.04.1958).

Чертков Алексей Борисович. Родился в 1932 в Риге в семье священника. С 6 лет был служкой в церкви, учил в Латвийской школе «закон божий», хотя закончил среднюю школу уже при СССР. Затем окончил Московскую духовную семинарию и академию, получил степень кандидата богословия (1956, диссертация о Таинстве причащения). Служил дьяконом во Всехсвятской церкви, священником на Даниловском кладбище, в церкви Ризоположения в Москве. Разочаровавшись в православии, 13 марта 1960 подал патриарху Алексию рапорт о снятии сана и уходе из церкви. Выступил со статьей «Трудиться честно, дышать свободно (я снял сан священника)» в ж. «Агитатор» №8, апрель 1961. Работал лектором на ВДНХ, потом в Московском планетарии. Окончив вечернее отделение философского факультета МГУ, стал преподавать на кафедре философии Рижского политехнического института, кандидат философских наук. Активно выступал с атеистическими лекциями. Автор многочисленных работ по атеизму: https://yadocent.livejournal.com/1297767.html

К.Швец. Сын священника из Почаева, сам 13 лет прослужил священником. Поступил в Загорскую духовную академию, был назначен благочинным академического храма. После 3 лет обучения разочаровался и в 1960 ушел из академии и снял сан священника. Выступил со статьей «Почему я перестал верить в бога» в Загорской газете «Вперед» (перепечатана в ж. «Наука и религия» №4, 1962).

Алексей Борисович Якушевич (17.03.1920) из Запорожья. Служил настоятелем Успенской церкви города, протоиерей. Порвал с церковью, написал книгу «Раздумье о вере», М.: Госполитиздат, 1961. По состоянию на 2001 продолжал жить в Запорожье.

Tags: Персоналии, атеизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo yadocent январь 28, 05:22 1
Buy for 90 tokens
32 года назад
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Recent Posts from This Journal