С легкой руки главного исполнителя всякой нечистой силы Георгия Милляра в нашей стране для актера считается очень почетным нарядиться в живописные лохмотья и, приделав «нос крючком», перевоплотиться в образ странной лесной старухи. Баба-Яга становилась пробой актерского мастерства для многих артистов. Каждый пытается создать свой характер для этого персонажа – от откровенно страшных до милых и даже кокетливых.
Каноничный Георгий Францевич Милляр в сказках Александра Роу создал целую галерею образов – от страшного Кащея до смешного Квака, однако именно Баба-Яга стала его «визитной карточкой». Всего актер перевоплощался в этот образ рекордные 4 раза: в фильмах «Василиса прекрасная» (1939), «Морозко» (1964), «Огонь, вода и… медные трубы» (1967) и «Золотые рога» (1972). В первый раз эта женская роль досталась ему с боем – ведь сыграть страшную старуху хотели многие актрисы, даже Фаина Раневская пробовалась на роль. Однако Милляр уговорил Роу взять именно его, приведя очень убедительный довод: «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я всё стерплю» - сказал актер, и стал самой главной Бабой-Ягой нашего кинематографа.
Кадр из к/ф «Морозко»
Работая над образом, актер изучал движения старых людей, как художник, искал для себя модели: «В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-яга?… А ещё обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у неё был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить» - так родился персонаж, от вида которого дети, попавшие случайно на съемки, разбегались с криками. Правда, уже следующая старуха у Милляра получилась гораздо более милой. А в последнем фильме она вообще выглядела туристкой на отдыхе.
Кадр из к/ф «Золотые рога»
Забытая Баба Яга из забытого украинского фильма "Летающий корабль" 1960 года. Симпатяжку Клавдию Хабарову не узнали в гриме даже идентификаторы с Кино-театр.ру.
Вера Алтайская, «Огонь, вода и… медные трубы», 1967 г.
Строго говоря, не Баба, а дочка Бабы Яги. Так сказать, Б.Я.-джуниор. Эта актриса со специфической внешностью тоже нашла свое призвание в детских сказках, причем играла она не принцесс, а злых ведьм, кикимор, мачех и тому подобных персонажей. Говорили, что и характер у Веры Алтайской был походящий – взрывной и острый, из-за чего другие режиссеры не любили с ней работать, а вот Александр Роу нашел в ней изюминку и смог приспособиться к темпераменту. Роль Бабы-Яги–невесты стала, наверное, самой необычной по сюжетной задумке. При этом Бабу-Ягу-тёщу и Кащея-жениха играл все тот же Георгий Милляр, так что в этой сказке мы можем видеть уникальное трио, созданное двумя самыми волшебно-злодейскими актерами советского кино.
Баба Яга - Зиновий Гердт из фильма «В тринадцатом часу ночи» (1969), который, строго говоря и фильмом не является. Так, один из первых опытов новогоднего теле-ревю. В котором персонажи русских народных сказок смотрят по телевизору новогодние концертные номера тогдашних звезд (Ирма Сохадзе, "Чырвоны гитары", циркачи, цыгане), а в финале с своем истинном образе с бокалами шампанского поздравляют народ прямо в камеру. Баба Яга поет "Hello darling".
Еще одна добрая Баба Яга - Майя Булгакова, она же - бабушка главной героини фильма «Лада из страны берендеев» (1971). Довольно слабенький мюзикл студии Довженко, интересный разве что тем, что закадровый вокал героев исполняют профессиональные оперные певицы: тогдашние звезды - Д.Петриненко, Г.Туфтина, К.Радченко.
А вот и первая зарубежная «Баба-Яга» (Baba Yaga) - франко-италиянский эротико-мистический триллер с элементами садо-мазо-лесби. В главной роли Кэрролл Бейкер (она сзади). «La censura eliminò la scena madre per non mostrare la strega Carroll Baker senza veli», - жаловались обзорщики.
Валентина Кособуцкая, «Новогодние приключения Маши и Вити», 1975 г.
Эта смелая «старушка» из музыкальной сказки не только наряжалась к празднику, но еще пела и плясала, поэтому образ, созданный Валентиной Кособуцкой, получился очень творческим и по-своему очаровательным. Кстати, кроме Бабы-Яги эта актриса запомнилась зрителям в роли Беатриче в «Труффальдино из Бергамо» - вот такие разные воплощения на экране! Валентина действительно очень хорошо пела - в студенческие годы ей даже предлагали выбрать карьеру опереточной певицы. Она осталась драматической актрисой, но многогранность таланта ей в жизни очень пригодилась. Моложавая и модная Баба-Яга, похожая на эстрадную звезду, покорила зрителей в 1975 году.
Мария Барабанова, «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» 1977 г.
Кадр из к/ф «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»
У Марии Барабановой Баба-Яга получилась не злобной, а пухленькой, домашней и очень уютной. Удивительно, что некоторые актеры находят свое неповторимое амплуа не в молодости, блистающие красотой и очарованием, а во второй половине жизни, когда им удаются возрастные роли. Так и Мария Павловна, проработав много лет в Ленинградского театра комедии, всенародную известность получила в кино именно в образах «тетушек», «бабушек» и «нянюшек»- например, в «Красной шапочке», «Финисте» и «Ослиной шкуре». Интересно, что в театре Барабанова выступала в амплуа травести. В 1987 она повторила образ доброй Бабы Ягишны в фильме «Сказка про влюблённого маляра»
В аналогичном ключе воплотила Бабу Ягу Валентина Сперантова в советском фильме-сказке 1969 года «Весёлое волшебство». Добродушная старушка-травница хоть и летает на метле, но охотно помогает маленькой главной героине. Именно Сперантова положила начало новому канону - доброй Бабе Яге.
Татьяна Пельтцер, «Там на неведомых дорожках» 1982 г.
Кадр из к/ф «После дождичка в четверг»
Любимая всеми Татьяна Пельтцер также создала образ Бабы-Яги, больше похожий на добрую бабушку в фильме "Там на неведомых дорожках". Некоторые причисляют сюда же и сказку 1985 года «После дождичка в четверг», но здесь героиня Т.Пельтцер официально именуется по сценарию бабкой-сторожихой на болоте.
Эпизодическая (как и все прочие сказочные герои) Баба Яга из фильма про Алису "Лиловый шар" (1987) в исполнении Светланы Харитоновой.
Александр Леньков, «Остров ржавого генерала» 1988 г.
В фантастической повести Кира Булычева, по мотивам которой был поставлен этот посредственный во всех отношениях опус, Баба-Яга – вообще результат развития высоких технологий. Добрый и трогательный робот вызывал у детишек восторг, а Александр Леньков сумел еще раз доказать, что старуха в ступе – не женская роль.
Сюрпрайз. Оказывается у нашего классического фильма "Морозко" был американский римейк. точнее переделка - «Дед Мороз» (Father Frost) 1996 года. Все как положено: Марфушка, Настенька, Иван. Если верить https://www.imdb.com/title/tt0238982/ в роли Бабы Яги 70-летний мужик — Дональд О’Коннор Но кадров даже там нет.
Переваливаем в 21 век
Отвратительная, по моему, экранизация. запоровшая великолепную сказку Л.Филатова "Сказ про Федота-стральца" (2001) в тупо-лубочном стиле дураковаляния С.Овчарова. Даже не сиог досмотреть. В роли Бабы Яги - Ольга Волкова.
Сляпанная по голливудским стандартам кошмарной мрачности «Лесная царевна» (2004) — в роли Галина Морачева. Хотя могла быть любая другая - с такой то маской.
Весьма неплохая современная сказка «Чудеса в Решетове» (2004). В роли Бабы Яги, которая маскируется под бабушку Ядвигу — Ёла Санько. Выражусь ужасно некорректно, но с ее внешностью - только ведьм и играть. Хотя... есть еще Галина Петрова. Вечно я их путаю, похожи как близнецы.
Лия Ахеджакова, «Книга мастеров» 2009 г.
Политота, молчать! (С)
Первый российский фильм студии «Walt Disney Pictures» стал новым опытом для отечественного кинематографа – в чем-то удачным, в чем-то, может быть, и не очень, если вспомнить наши прекрасные традиции детских фильмов-сказок, однако несомненно, что хорошие русские актеры не дали полностью превратить ленту в шаблонно-американское кино. Баба-Яга в исполнении Ахеджаковой получилась очень глубоким персонажем – у нее есть и личная трагедия, и харизма, и юмор. Об остальном умолчим.
Неожиданно хороший современный фильм «Реальная сказка» (2011). Повторяю, у меня нет аллергии на Безрукова. Типажи произведения выдержаны удачно (Баба-Яга - Л.Полякова), сюжет захватывающий, Ярмольник тоже хороший актер и вааще ИМХО.
Еще одно подражание Голивуду, теперь от поляков. Сериал «Польские легенды» (2016) демонстрирует нам фольклорные образы, перетасованные по американским стандартам до неузнаваемости. Поэтому знаменитый пан Твардовский - космонавт, сидящий на Лунной станции, Вавельский дракон - это татуированный качок-киднеппер с русской фамилией "Камчатков". Ну а Баба Яга в одной из серий - юная красотка, сбежавшая из адского заточения в результате каких-то интриг между чертями. В роли — Катаржина Поспех. Гм, своеобразно... Желающие могут глянуть, как она, уворачиваясь от пуль, лихо раскидывает руками и ногами группу штурмующего спецназа: https://youtu.be/uKbuFYd468w
Елена Яковлева «Последний богатырь» 2017 г.
В следующей совместной работе русско-американских кинематографистов в Бабу-Ягу перевоплотилась краса нашего экрана и бывшая Интердевочка Елена Яковлева. Сложный грим, который накладывали по 5 часов, сделал работу над фильмом не самой простой, но Елена Яковлева справилась со всеми сложностями. Позднее, в интервью, она поделилась своим мнением об этой роли: «У меня тоже любимая Бабка-Ёжка — это Милляр, и я буду счастлива, если я встану с ним в один ряд, или хотя бы немножко постою рядом». Немного разочаровал итоговый продукт, в котором по вышеупомянутому стандарту Добрыня оказывается главзлодеем, а Кощей - хорошим мужиком. И опять таки по голливудскому стандарту к опусу уже приделали два продолжения. Ну вот [название этноязыковой общности в Месоамерике, к которой принадлежали ацтеки] ?
Неужели только для того чтобы мы имели возможность оценить талант Елены и сравнить ее с самой главной Бабой-Ягой нашего кинематографа, которую пока, пожалуй, никто из актеров превзойти не смог?
Р.Хамдамов, когда-то чуть не угробивший "Рабу любви" с Е.Соловей, оказывается еще жив. И сляпал очередную заумную претенциозную бредятину "Мешок без дна" (2017), в которой перелопатил классическую новеллу Рюноскэ Акутагавы "В чаще", перенеся ее в Россию КМП времен ампиратора Александра II "Благословенного". Нет уж, я лучше пересмотрю классический "Расемон" Куросавы, чем это... Баба Яга - Алла Демидова.
Но может быть и хуже. Очередной янкесовский франшизный «Хелбой» (2019) демонстрирует нам в качестве Бабы-Яги некое бесполое чудовище в исполнении сразу 2 актеров(ок) — Tрой Джеймс и Эмма Тейт. Которое в полном соответствии с каноном пытается накормить главгера супом из убитых младенцев, тушки каковых висят за дверью.
Ну и последний на сегодня хоррор-ужастик - «Яга. Кошмар тёмного леса» 2020 года. В роли кошмара неожиданно - милашка Света Устинова. Правда с глазом Терминатора. Ибо рЫжиссер С.Подгаевский крепко насобачился делать триллеры по всем голливудским
Journal information