yadocent (yadocent) wrote,
yadocent
yadocent

Евреи Донбасса: начало истории (XIX-начало XX вв)

 

          Территория Донецкого края вошла в состав Российской империи сравнительно поздно – в XVIII веке. Поэтому и полноценное ее освоение и заселение началось лишь в середине XVIII в. созданием Славяносербии. Значительное еврейское население появилось здесь уже в XIX в., хотя не стоит забывать и о более ранних прецедентах. Например, уже во время Славяносербского заселения (1751-1762 гг) среди балканских выходцев в составе гусарского полка Р.Прерадовича между хорватов и волохов значился и еврей-выкрест.

          Разрешение императрицы Екатерины II на заселение Новороссии евреями было дано в 1764, но массовый их наплыв в Россию начался лишь после разделов Польши. Однако, евреи – традиционно городские жители, торговцы и ремесленники – предпочитали ехать не в дикую Новороссию, а в более цивилизованную центральную Россию. Пытаясь канализировать этот поток по назначению, царское правительство в 1791 ввело ограничения, положившие начало «черте оседлости». Евреям разрешалось жить лишь в Екатеринославщине, Таврии, Белоруссии.

          Территория Донбасса в ту пору входила в состав Бахмутского, Донецкого, Славянского уездов Екатеринославской губернии. Первые известные нам цифровые данные: в 1799 в городе Бахмуте евреи составляли 9,8 % населения, а в уезде их жило 127 человек или 0,3 % (в Мариупольском уезде - ноль). Первая волна систематического заселения относится к 1804, когда царское правительство, желая «разгрузить» Белоруссию, дало разрешение на выезд оттуда 340 000 евреев. Чтобы привязать их к Новороссии, здесь в Приазовье для них было выделено 30 000 десятин земли. Следующая попытка относится к 1817, когда было учреждено «Общество Израильских христиан, имевшее целью обращение евреев в христианство и к земледельческим занятиям». 50 еврейских семейств из Одессы переселились тогда под Мариуполь на земли, оставшиеся незаселенными греками. В 1823-1825 в Приазовье возникло три еврейских земледельческих колонии: Зеленополье, Иванополье, Хлебодаровка. Тогда же появились евреи в самом Мариуполе. Следующая волна еврейского заселения относится к 1846-1850 гг.

          К середине ХІХ в. доля еврейского населения Левобережной Украины выросла с 0,3 % до 1,3 % (в 1795 – 10500, в 1858 – 63000 чел.), а в Новороссии с 1,5 % до 3,96 % (в 1795 – 24300, в 1858 – 194700 чел.), в том числе в Екатеринославской губернии с 0,37 % до 1,76 %. В Бахмутском уезде, в частности, в 1857 проживало 1670 евреев. Поскольку евреи – преимущественно городские жители, то в городах они составляли более высокую длою населения: в 1863 в Бахмуте 15 %, в Мариуполе – 5,3 %. К 1913 эта цифра выросла соответственно до 22,8 % и 15 %, а в Луганске составила 11 %. Поуездные показатели ниже: в 1857 в Бахмутском уезде было 1,3 % евреев, в Мариупольщине (Александровский уезд) 4,4 %. В 1897 эта цифра составила соответственно 2,8 % и 4,1 % (Д.Янатыев дает по Мариупольщине цифру 7,2 %). Исследователь Д.Корнилов объясняет резкий рост еврейского населения Донбасса (в 1869 на Бахмутчине – 2476, в 1897 – 9469 чел.) тем, что в 1882, после убийства императора Aлександра ІІ прошла очередная волна выселения евреев из центральной России на юг (т.н. «Майские указы»), основываясь на том, что евреи Екатеринославщины были гораздо сильнее русифицированы (72,6 %), чем их западные соседи (40,2 %).

          Евреи в городах занимались преимущественно ремеслом и торговлей (в Бахмуте они составляли 36,4 % торговцев и 59,1 % предпринимателей), однако не следует исключать и сельскохозяйственную сферу. На Екатеринославщине уже в 1897 существовали 17 еврейских земледельческих колоний, в Херсонской губернии более 20, а всего по России их было 296. Многонациональный состав населения Донбасса позволил в основном избежать здесь такого печального явления как погромы. Волна 1881 года обошла Бахмутчину и Мариупольщину. Инциденты имели место лишь в Юзовке (Донецк) во время «холерного бунта» 1892 года и в Бахмуте (Артемовск) во время Первой Русской революции в 1905.

          Резкий рост еврейского населения России привел к тому, что уже ко времени Первой Всероссийской переписи 1897 они составили 4,69 % и занимали 5 место по империи, пропустив вперед лишь государствообразующие нации: русских, украинцев, белорусов, а также поляков. В России тогда жило около 5 млн евреев в то время, как за границей их крупнейшая диаспора - в Австро-Венгрии составляла около 1 млн чел. Отметим также, что именно на Юго-Восточной Украине концентрация евреев в городах и селах была максимальной в «черте оседлости»: 61,8 % и 27,4 % соответственно при средней: 48,8 % и 18,1 %. Национальные ограничения, налагаемые на евреев царским правительством, привели к их массовому наплыву в революционные партии, ставившие своей целью свержение царизма. Активная еврейская молодежь засветилась в первых рядах большевиков (Л.Троцкий, Я.Свердлов, Л.Каменев, Г.Зиновьев), меньшевиков (Ф.Дан, М.Либер, братья Цедербаумы, выступавшие под псевдонимами Л.Мартов, В.Ежов, В.Левицкий), эсеров (А.Гоц, В.Спиро, И.Штейнберг), анархистов (И.Блейхман, Л.Черный). Создавались и собственные еврейские партии. В 1905 в Бахмуте, Луганске, Юзовке возникли организации «Поалей Циона». В конце года в рядах сионистов насчитывалось до 400 чел. Они издавали и распространяли листовки (в Бахмуте и Юзовке действовали две подпольные типографии), создавали группы самообороны.

          Как и представители других наций, евреи поддержали революционные выступления 1917 и активно участвовали в событиях последующего периода (в Юзовке они в то время составляли вторую по численности национальную группу – 18,2 %). Гражданская война и связанные с ней потрясения больно ударили по еврейскому населению массовыми погромами. Сегодняшние радетели «українського національного відродження» часто пытаются обелить тогдашнюю деятельность лидеров украинского движения. Однако, факты – упрямая вещь. По неполным данным Б.Лекаша, из 1295 погромов того периода на Украине 211 – петлюровские. По сведениям министра Центральной Рады Н.Могилянского, их жертвами стало более 100 000 чел. Не стоит заноситься и представителям российско-державницкого лагеря: белые войска генерала Деникина совершили 226 погромов. Наименее виновен в погромной деятельности, как ни парадоксально, одиозный «Батька» Махно. Антисемитизм ему был более приписан политическими противниками- победителями. Такие евреи, как В.Волин (Эйхенбаум), И.Гордеев (Тепер), Л.Зиньковский (Задов), И.Эмигрант (Готман) занимали видные посты в махновском руководстве, среди многонационального воинства были и еврейские части, например, артбатарея Шнайдера, полностью погибшая при обороне Гуляйполя от войск Деникина в 1919. Евреи составляли третью по численности национальную группу в махновском войске (10 %). Сам Махно погромщиков не жаловал и расстреливал на месте, неоднократно выпускал воззвания, осуждавшие антисемитизм. Безобразия творились чаще не регулярными махновскими частями, а местными повстанцами, действовавшими от имени «Батьки». Известен, пожалуй, лишь единственный случай чисто махновского погрома в еврейской колонии Горькой весной 1919, когда организовавший ее махновский командир Дерменжи (кстати, грек по национальности) не был расстрелян: видимо, «Батька» пожалел старого боевого товарища. Отсутствие антисемитизма в махновской идеологии отмечал еще в 1966 советский историк С.Семанов, но в традиционной советской историографии эта точка зрения не была распространена, ибо шла вразрез с официальной идеологией, сделавшей Махно средоточием всех пороков небольшевистского повстанчества.

          Социологическим итогом гражданской войны могут быть такие цифры. К 1920 в Донецкой губернии доля евреев в общем населении снизилась до 2,5 %, в то же время в городах увеличилась и составила: в Юзовке – 25,7%, в Бахмуте – 29,9%.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.История Донецкого края в документах.-Донецк, 1995.

2.История родного края.-Донецк, 1998.

3.Кабузан В.М. Народы России в первой половине ХІХ в.-М., 1992.

4.Главы из истории и культуры евреев Восточной Европы.-Израиль, 1995.

5.Копыл А. Евреи в Бахмуте.// Рідний край.-1995.-№1.

6.Янатыев Д. Какая бы дурная погода ни была.// Алеф.-№6.-июнь 1992.

7.Фридгут Т., Корнилов Д. Юзовка и евреи.// Донецкий кряж.- 19 февраля 1998.

8.Лекаш Б. Когда Израиль умирает.// За рубежом.-№28.-июль 1990.

9.Ляшенко В. Нравы Донецкого бассейна.// Донецкий кряж.-23 июня 1995.    

10.Кубанин М. Махновщина.-Л.,1927.


-------------------------
(2001)
Tags: История Донбасса, научное, про евреев
Subscribe

promo yadocent Вересень 10, 05:48 Leave a comment
Buy for 90 tokens
8 сентября в Далевском университете прошел Круглый стол «Научно-промышленный потенциал Луганской Народной Республики: перспективы развития в интеграции с Российской Федерацией», организованный Министерство промышленности и торговли ЛНР, Федерацией профсоюзов и ГОУ ВО ЛНР…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments