?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 

          Территория Донецкого края вошла в состав Российской империи сравнительно поздно – в XVIII веке. Поэтому и полноценное ее освоение и заселение началось лишь в середине XVIII в. созданием Славяносербии. Значительное еврейское население появилось здесь уже в XIX в., хотя не стоит забывать и о более ранних прецедентах. Например, уже во время Славяносербского заселения (1751-1762 гг) среди балканских выходцев в составе гусарского полка Р.Прерадовича между хорватов и волохов значился и еврей-выкрест.

          Разрешение императрицы Екатерины II на заселение Новороссии евреями было дано в 1764, но массовый их наплыв в Россию начался лишь после разделов Польши. Однако, евреи – традиционно городские жители, торговцы и ремесленники – предпочитали ехать не в дикую Новороссию, а в более цивилизованную центральную Россию. Пытаясь канализировать этот поток по назначению, царское правительство в 1791 ввело ограничения, положившие начало «черте оседлости». Евреям разрешалось жить лишь в Екатеринославщине, Таврии, Белоруссии.

          Территория Донбасса в ту пору входила в состав Бахмутского, Донецкого, Славянского уездов Екатеринославской губернии. Первые известные нам цифровые данные: в 1799 в городе Бахмуте евреи составляли 9,8 % населения, а в уезде их жило 127 человек или 0,3 % (в Мариупольском уезде - ноль). Первая волна систематического заселения относится к 1804, когда царское правительство, желая «разгрузить» Белоруссию, дало разрешение на выезд оттуда 340 000 евреев. Чтобы привязать их к Новороссии, здесь в Приазовье для них было выделено 30 000 десятин земли. Следующая попытка относится к 1817, когда было учреждено «Общество Израильских христиан, имевшее целью обращение евреев в христианство и к земледельческим занятиям». 50 еврейских семейств из Одессы переселились тогда под Мариуполь на земли, оставшиеся незаселенными греками. В 1823-1825 в Приазовье возникло три еврейских земледельческих колонии: Зеленополье, Иванополье, Хлебодаровка. Тогда же появились евреи в самом Мариуполе. Следующая волна еврейского заселения относится к 1846-1850 гг.

          К середине ХІХ в. доля еврейского населения Левобережной Украины выросла с 0,3 % до 1,3 % (в 1795 – 10500, в 1858 – 63000 чел.), а в Новороссии с 1,5 % до 3,96 % (в 1795 – 24300, в 1858 – 194700 чел.), в том числе в Екатеринославской губернии с 0,37 % до 1,76 %. В Бахмутском уезде, в частности, в 1857 проживало 1670 евреев. Поскольку евреи – преимущественно городские жители, то в городах они составляли более высокую длою населения: в 1863 в Бахмуте 15 %, в Мариуполе – 5,3 %. К 1913 эта цифра выросла соответственно до 22,8 % и 15 %, а в Луганске составила 11 %. Поуездные показатели ниже: в 1857 в Бахмутском уезде было 1,3 % евреев, в Мариупольщине (Александровский уезд) 4,4 %. В 1897 эта цифра составила соответственно 2,8 % и 4,1 % (Д.Янатыев дает по Мариупольщине цифру 7,2 %). Исследователь Д.Корнилов объясняет резкий рост еврейского населения Донбасса (в 1869 на Бахмутчине – 2476, в 1897 – 9469 чел.) тем, что в 1882, после убийства императора Aлександра ІІ прошла очередная волна выселения евреев из центральной России на юг (т.н. «Майские указы»), основываясь на том, что евреи Екатеринославщины были гораздо сильнее русифицированы (72,6 %), чем их западные соседи (40,2 %).

          Евреи в городах занимались преимущественно ремеслом и торговлей (в Бахмуте они составляли 36,4 % торговцев и 59,1 % предпринимателей), однако не следует исключать и сельскохозяйственную сферу. На Екатеринославщине уже в 1897 существовали 17 еврейских земледельческих колоний, в Херсонской губернии более 20, а всего по России их было 296. Многонациональный состав населения Донбасса позволил в основном избежать здесь такого печального явления как погромы. Волна 1881 года обошла Бахмутчину и Мариупольщину. Инциденты имели место лишь в Юзовке (Донецк) во время «холерного бунта» 1892 года и в Бахмуте (Артемовск) во время Первой Русской революции в 1905.

          Резкий рост еврейского населения России привел к тому, что уже ко времени Первой Всероссийской переписи 1897 они составили 4,69 % и занимали 5 место по империи, пропустив вперед лишь государствообразующие нации: русских, украинцев, белорусов, а также поляков. В России тогда жило около 5 млн евреев в то время, как за границей их крупнейшая диаспора - в Австро-Венгрии составляла около 1 млн чел. Отметим также, что именно на Юго-Восточной Украине концентрация евреев в городах и селах была максимальной в «черте оседлости»: 61,8 % и 27,4 % соответственно при средней: 48,8 % и 18,1 %. Национальные ограничения, налагаемые на евреев царским правительством, привели к их массовому наплыву в революционные партии, ставившие своей целью свержение царизма. Активная еврейская молодежь засветилась в первых рядах большевиков (Л.Троцкий, Я.Свердлов, Л.Каменев, Г.Зиновьев), меньшевиков (Ф.Дан, М.Либер, братья Цедербаумы, выступавшие под псевдонимами Л.Мартов, В.Ежов, В.Левицкий), эсеров (А.Гоц, В.Спиро, И.Штейнберг), анархистов (И.Блейхман, Л.Черный). Создавались и собственные еврейские партии. В 1905 в Бахмуте, Луганске, Юзовке возникли организации «Поалей Циона». В конце года в рядах сионистов насчитывалось до 400 чел. Они издавали и распространяли листовки (в Бахмуте и Юзовке действовали две подпольные типографии), создавали группы самообороны.

          Как и представители других наций, евреи поддержали революционные выступления 1917 и активно участвовали в событиях последующего периода (в Юзовке они в то время составляли вторую по численности национальную группу – 18,2 %). Гражданская война и связанные с ней потрясения больно ударили по еврейскому населению массовыми погромами. Сегодняшние радетели «українського національного відродження» часто пытаются обелить тогдашнюю деятельность лидеров украинского движения. Однако, факты – упрямая вещь. По неполным данным Б.Лекаша, из 1295 погромов того периода на Украине 211 – петлюровские. По сведениям министра Центральной Рады Н.Могилянского, их жертвами стало более 100 000 чел. Не стоит заноситься и представителям российско-державницкого лагеря: белые войска генерала Деникина совершили 226 погромов. Наименее виновен в погромной деятельности, как ни парадоксально, одиозный «Батька» Махно. Антисемитизм ему был более приписан политическими противниками- победителями. Такие евреи, как В.Волин (Эйхенбаум), И.Гордеев (Тепер), Л.Зиньковский (Задов), И.Эмигрант (Готман) занимали видные посты в махновском руководстве, среди многонационального воинства были и еврейские части, например, артбатарея Шнайдера, полностью погибшая при обороне Гуляйполя от войск Деникина в 1919. Евреи составляли третью по численности национальную группу в махновском войске (10 %). Сам Махно погромщиков не жаловал и расстреливал на месте, неоднократно выпускал воззвания, осуждавшие антисемитизм. Безобразия творились чаще не регулярными махновскими частями, а местными повстанцами, действовавшими от имени «Батьки». Известен, пожалуй, лишь единственный случай чисто махновского погрома в еврейской колонии Горькой весной 1919, когда организовавший ее махновский командир Дерменжи (кстати, грек по национальности) не был расстрелян: видимо, «Батька» пожалел старого боевого товарища. Отсутствие антисемитизма в махновской идеологии отмечал еще в 1966 советский историк С.Семанов, но в традиционной советской историографии эта точка зрения не была распространена, ибо шла вразрез с официальной идеологией, сделавшей Махно средоточием всех пороков небольшевистского повстанчества.

          Социологическим итогом гражданской войны могут быть такие цифры. К 1920 в Донецкой губернии доля евреев в общем населении снизилась до 2,5 %, в то же время в городах увеличилась и составила: в Юзовке – 25,7%, в Бахмуте – 29,9%.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.История Донецкого края в документах.-Донецк, 1995.

2.История родного края.-Донецк, 1998.

3.Кабузан В.М. Народы России в первой половине ХІХ в.-М., 1992.

4.Главы из истории и культуры евреев Восточной Европы.-Израиль, 1995.

5.Копыл А. Евреи в Бахмуте.// Рідний край.-1995.-№1.

6.Янатыев Д. Какая бы дурная погода ни была.// Алеф.-№6.-июнь 1992.

7.Фридгут Т., Корнилов Д. Юзовка и евреи.// Донецкий кряж.- 19 февраля 1998.

8.Лекаш Б. Когда Израиль умирает.// За рубежом.-№28.-июль 1990.

9.Ляшенко В. Нравы Донецкого бассейна.// Донецкий кряж.-23 июня 1995.    

10.Кубанин М. Махновщина.-Л.,1927.


-------------------------
(2001)
Buy for 80 tokens
Ну вот и отпраздновали День начала Донбасской Революции. По случаю круглой даты (5 лет) официальные власти ЛНР на этот раз решили взять дело в свои руки. В отличие от прошлых лет, когда праздничные мероприятия проводили полуофициально активисты из общественных организаций типа Союза десантников, в…

Comments

yadocent
Jun. 21st, 2010 03:42 am (UTC)
Re: Спасибо большое
Завсегда пожалуйста.

Profile

1993
yadocent
yadocent

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow