?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Джон-Пол Химка

Погром во Львове в 1941 году: Немцы, украинские националисты и карнавальная толпа

Машинный перевод с украинского, взятого с сайта «Історична Правда». Английский оригинал статьи в формате PDF. Постоянное место оригинальной публикации здесь.

К украинскому тексту

После выхода книги Яна Гросса «Соседи», где описывается жестокое убийство еврейских жителей маленького городка в Польше их соседями-неевреями, расследования случаи антиеврейского насилия лета 1941-го переместилась на передний край исследований Холокоста.

Вспышка массовых погромов и убийств в восточных областях Польши и странах Балтии, похоже, кое-что говорит о соображениях немцев в первые дни войны против СССР, когда они производили свою смертноносную политику в отношении евреев.

Однако очень трудно определять ответственность различных действующих лиц этих кровавых событий. Отсюда вытекает необходимость изучения этих событий на микроуровне — в надежде, что в конечном итоге проявятся четче их общие черты [1 - здесь и далее смотри примечания под соответствующим номером конце текста - ИП ] .

В этой статье рассматриваются детально погром и убийства, имевшие место во Львове, в Восточной Польше / Западной Украины, в начале июля 1941 года.

После общего обзора хода погрома и казней, которые длились как следствие погрома, в этой статье рассматриваются отдельные участники события: а) украинская националистическая милиция, чья роль в разгроме была наиболее четко задокументирована б) толпа, который способствовал насилию и предоставил ему четкие черты; в) немцы, чью роль трудно установить достоверно и точно.

ТЕЧЕНИЕ ПОГРОМА

Накануне Второй мировой войны Львов был многонациональным городом. В 1939 году поляки составляли незначительное большинство его населения (157,490 тыс. из 312,231 тыс. всего населения, то есть чуть больше 50%), за ними следовали евреи (99,595 или 32%) и украинцы (49,747 или 16%). [2]

В результате войны национальный состав города изменился радикально: евреев убили, поляков депортировали, и к тому же произошел приток россиян.

В начале войны Львов был в составе Польши, но с сентября 1939 и до конца июня 1941 года он управлялся советской властью и вошел в состав УССР. 30 июня 1941, когда немцы захватили город, власть во Львове вновь изменилась.

Погром во Львове проходил на фоне провозглашения в городе украинского государства, которое произошло в первый день немецкой оккупации — к этому вопросу мы вернемся позже.

Другим важным контекстуальным обстоятельством Львовского погрома 1941 года была находка тысяч полуразложившихся трупов политических заключенных, которые были убиты НКВД в предыдущие дни, когда советы осознали, что стремительное немецкое наступление не дает возможности эвакуировать тюрьмы. [3]

Когда в понедельник, 30 июня немцы входили в город, из горящих тюрем доносился запах захороненных трупов. Среди жертв было много украинских националистов. Немцы заставляли евреев извлекать трупы и выставляли тела для общественного осмотра.Родственники заключенных искали между трупов своих родных.

Трупы были найдены в трех тюрьмах: тюрьма на ул. Замарстыновской, «Бригидки», и тюрьма на Лонцкого. Эти три тюрьмы стали главными местами погрома. Тюрьма на ул.Замарстыновской и «Бригидки» располагались вблизи еврейского квартала во Львове.

Представители немецкой армии уже во второй половине 30 июня сообщали, что население Львова обратило свой гнев на убийц из НКВД против «евреев, живущих в городе, которые всегда сотрудничали с большевиками». [4]

В тот же день еврейские мужчины были согнаны на так называемые «тюремные работы» — раскапывать и выносить тела убитых в тюрьмах. В последующие дни евреев использовали и для других задач.

Привлечение евреев для работ было общепринятым во время погромов и антиеврейских инциНдентов (сохранена орфография украинского перевода. Пятерым переводчикам сайта Историческая Правда неведомо написание таинственного слова инцидент) в оккупированной нацистами Европе. [5] 30 июня во Львове около десяти евреев были вынуждены помогать украинским националистам в полиграфических делах. [6]

Немецкие войска заставляли евреев приводить в порядок улицы после бомбежки. [7]Выжившие евреи вспоминали, что их также заставляли убирать в домах и чистить туалеты. [8]

Иногда принуждение к работе сопровождалось смертельными случаями. Чеслава Будзинска, ее сестра, и соседская девочка были взяты немцами для работы по уборке (очистке) мест убийств. Их били и толкали, пока они выполняли порученную работу. Другие так же были привлечены к работе, включая мужчин — всего около 150 человек.

Позже немцы согнали мужчин к ближайшему водоему, заставляя их заходить в воду все глубже и глубже. Один из немцев при этом топил людей багром. Женщины были свидетелями этого, но ничего не могли сделать. [9]

Во вторник 1 июля Львов стал свидетелем полномасштабного погрома. В этой статье я использую дефиницию Рауля Гилберга: «Что такое погромы? Это короткие вспышки насилия в обществе против еврейского населения «. [10] В тот день насилие приобрело форму ритуала: евреев — мужчин и женщин — выгоняли убирать улицы, евреек унижали поодиночке, а евреев заставляли выполнять действия, которые связывали их с коммунизмом.

Львовский погром 1941-го имеет общие черты с более ранним погромом, устроенным в ноябре 1918 года польскими солдатами и городскими жителями. В нем также применялись методы и ритуалы антиеврейских акций, происходивших в других местах оккупированной нацистами Европы.

Так же, как во Львове в 1918-м [ тогдашний ноябрьский погром состоялся после ухода из города частей ЗУНР, евреев наказывали якобы за их поддержку украинцев, хотя официально они держали нейтралитет в польско-украинском противостоянии , в целом погибло 50-150 евреев и около 270 украинцев - ИП ], в Вене в марте 1938-го, в разных местах Польши в 1939-м, в 1941 году во Львове евреев насильно выгоняли чистить улицы.

Целью было заставить евреев, преуспевших в свободных профессиях и в бизнесе, выполнять унизительную физическую работу. Как заметил один из выживших: «Это было очень унизительное ощущение — когда доктора и профессора чистили улицы с лопатами в руках …» [11] .

По воспоминаниям одной девочки, немцы и украинцы заставили ее соседку взять свою зубную щетку и чистить ею улицу. Также они заставили одного из евреев убирать конский навоз с улиц своей шляпой [12] . Судя по фотографиям, неевреев во Львове развлекало, как евреи чистят улицы. В определенной степени погром был карнавалом.

>Еврейские мужчины и женщины чистят улицу возле Оперы. Двое мужчин управляют процессом, пока зрители в толпе наслаждаются зрелищем, особенно женщина в центре фото (фотография предоставлена Дэвидом Ли Престоном)

Одной из характерных особенностей погрома было плохое отношение и унижение еврейских женщин. Сцены на улице Замарстыновской были сняты немецкими фотооператорами [13] ; также есть фильм об этом жестокое обращении [14] .

Подобные прецеденты уже были во время погромов в оккупированной нацистами Польше.

В декабре 1939-го в Кракове насильно раздевали евреек [15] — и многие члены ОУН (особенно те, которые вскоре стали костяком бандеровского движения) были в Кракове в это время, пережидая советскою оккупацию Западной Украины. Нет оснований подозревать оуновцев в участии в тех инцидентах, но они вполне могли быть свидетелями событий.

Так выглядит место, где сделана предыдущая фотография, сегодня. Фото: Ева Химка

Во время Пасхального погрома в Варшаве 1940-го подростки охотились за еврейками с целью ограбления [16] . Очевидно прецедентом того, случившихся во Львове в 1941-м, был погром во Львове 1918-го. Свидетель погрома 1918 Йозеф Тененбаум, пишет: «Женщины были вынуждены раздеваться и стоять голыми на радость жестокой толпы»[17] .

Во Львове 1941-го женщин толкали, пинали, били в лицо и другие части тела палками и подручными предметами, таскали за волосы, перекидывали от одного погромщика к другому. Многих раздевали догола и показывали толпе. За некоторыми гнались по улицам [18] .

Роза Московиц имела школьную подругу, которая стала коммунистической активисткой. Толпа схватила ее, отрезала волосы, и гнала по улицам, голую, с криками. Девушка вернулась домой и покончила с собой [19] .

Поляк, который спасал евреев, вспоминает о 12-летней еврейской девочке, которую бил цепью «дядька, здоровый как Геркулес» [20] . Неудивительно, что сообщалось и об изнасилованиях. [21]

Беременных женщин били и пинали в живот [22] . Участники погромов раздели двадцатилетнюю еврейскую девушку, воткнули в ее влагалище палку и заставили маршировать мимо почты в тюрьму на Лонцкого, где в то время проводились «тюремные работы». [23]

Также женщин обворовывали. [24] Роза Вагнер рассказывала даже, что видела проституток, которые вместе со своими сутенерами требовали обувь и одежду у еврейских женщин. [25] Жертв выбирали наугад, лишь бы они были евреями. [26]

Погром первого июля сопровождался антикоммунистическими представлениями и ритуалами. Лариса Крушельницкая, известная украинская интеллектуалка и мемуаристка, запомнила огромный плакат с портретом Сталина у главпочтамта. Вместе с матерью она наблюдала, как его снимают. Тогда ей было почти тринадцать и она хорошо помнит, как люди радовались, что советские ужасы наконец закончились .

Немецкая кинохроника освобождения Лемберга очевидно изображает эту самую сцену, в которой видны огромная толпа — люди действительно веселятся и аплодируют. После этого, вспоминает Крушельницкая, все начали топтать плакат. [27]

Десятилетняя еврейская девочка в тот день также была у почтамта, но запомнила совсем другую сцену: «Перед почте стояли люди с лопатами, а украинцы били их и кричали «Юде! Юде!»" [28] Каждая девочка зафиксировала в памяти ту картину, которая отражала её собственную позицию и перспективу.

Жертвы еврейских погромов стали частью антикоммунистических ритуалов. Один поляк вспоминает, как евреев во Львове заставляли ходить строем по четыре человека, петь русские строевые песни и выкрикивать лозунги возвеличивания Сталина. [29]

Еврейский свидетель подтверждает: она видела, как толпа окружила группу из двух или трех сотен молодых еврейских мужчин и женщин, которых заставляли петь «русскую коммунистическую песню «Моя Москва» с поднятыми вверх руками. [30]

Еще один свидетель, украинец, заметила у цитадели украинцев, сопровождавших где-то около сотни людей, заставляя их кричать «Мы хотим Сталина!» [31]

В то лето подобные ритуалы проводились везде. B Коломые, 165 км юго-западнее Львова, памятники Сталину и Ленину были уничтожены. Украинцы насильно заставляли одного из евреев вставать на один из пустых пьедесталов, тогда как другие должны были кричать: «Сталин, ты идиот!» [32]

На погром евреев собирали украинские милиционеры. Для того, чтобы найти евреев для Замарстыновской тюрьмы и Бригидок, они дом за домом прочесывали еврейские кварталы. [33]

Чтобы набрать евреев для эксгумации и издевательств на Лонцкого, ополченцы задерживали их прямо на улице. Аресты на улице Коперника, которая протянулась от центра города и почтамта в тюрьму на Лонцкого, хорошо задокументированы на фотографиях. [34]

Во Львове — как и по всей Галичине течение первых дней немецкого вторжения [35] — еврейских мужчин заставляли эксгумировать трупы жертв НКВД; во время работ их унижали, били и даже убивали. Трупы во Львове эксгумировали и выставляли на всеобщее обозрение уже 30 июня, а 1 и 2 июля процесс продолжался. [36]

Хотя очевидцы расходятся в датах, но, осуществив анализ имеющихся свидетельств, я склонен считать, что тюремные работы продолжались в течение трех дней, но публичный погром происходил лишь в один день, 1 июля.

На евреев нападали, когда их конвоировали в тюрьмы 1 июля. Еврейская девочка стала свидетелем того, как маленькие ребята били евреев, которых сопровождали на Бригидки, метлами, выбивалками для ковров и камнями. [37]

Тамара Браницкая рассказывала, что ей и членам ее семьи приказали держать руки вверх в течение тех 10-15 минут, когда они шли в тюрьму на Лонцкого. Когда они шли по улице, люди бежали впереди и били их палками по голове. Кроме того, толпа выламывала из тротуара брусчатку, чтобы иметь возможность бросить чем-то в своих жертв, сопровождая свои действия оскорбительными выкриками.

«Никто не пытался помочь, — вспоминает Браницкая. — Наоборот, толпа словно получал несказанное удовольствие от всего этого «. [38]

Свидетельства очевидцев [39] и фотографии [40] показывают, что некоторые евреи были вынуждены ползти в тюрьмы на четвереньках. Лешек Аллерганд рассказывал, как сотни людей проползли на коленях три километра в тюрьму на Бригидках, и все это время их пинали и били. [41]

Хотя считается, что к работе в тюрьмах отбирали лишь еврейских мужчин, но существуют свидетельства, что там были также женщины и дети. [42]

В целом большинство сходится на том, что трудоспособных мужчин привлекали непосредственно к работам по эксгумации, тогда как женщин и стариков приводили в тюрьмы исключительно для того, чтобы над ними поиздеваться. Тем не менее, женщины все же вынуждены были обмывать трупы. Маленьких детей обычно (хотя и не всегда) [43]щадили.

Эту ситуацию очень хорошо показано на фотографии из коллекции Дэвида Ли Престона. Лиц не видно, но человек, одетый в костюм и уличную обувь, выкапывает тело с помощью лопаты. Очевидно, что его забрали прямо с улицы. Около него стоит человек в характерных сапогах и штанах; мы видим лишь его ноги, но можно предположить, что он был в униформе.

На обороте фото, сделанном солдатом для собственных нужд, читаем надпись: «Еврей на эксгумации кровавых жертв.» [44] Есть кадры, на которых еврейские женщины очищают грязь из трупов мокрым ветками. [45]

Многих еврейских мужчин, которых набирали на работу в тюрьмах, убивали сразу после того, как они выполняли свою задачу. Многочисленные фотографии изображают жертв тюремных работ, хотя их время ошибочно интерпретируют как фотографии жертв НКВД.[46]

Мы можем взять за пример фото внутреннего двора тюрьмы на Бригидках из коллекции Престона :

Трупы евреев во дворе тюрьмы «Бригидки». На обороте фото есть надпись «Bluthof Lemberg», т.е. «Кровавый двор Львов» ”

В отличие от трупов жертв убийств НКВД, которые раскладывали аккуратными рядами, на этой фотографии тела просто хаотично набросаны в кучу. На людях с фотографии Престона достаточно светлая одежда — особенно поражают белые рубашки, в то время как одежда на фотографиях жертв НКВД является грязной и серой.

На переднем плане фото Престона на одном из убитых есть подтяжки — если бы это был узник НКВД, их бы не позволили носить. Также видно длинные палки и другие орудия, какие жертвы-евреи использовали для эксгумации тел жертв НКВД. [47]

Мужчина по фамилии Гольд, который записывал события во Львове после прибытия немцев, слышал, что около часа тридцать — двух часов дня первого июля около тридцати человек были казнены на Бригидках. [48]

Герман Кац вспоминал, как его тогда поставили в шеренгу, чтобы застрелить. Он был сорок восьмым; сорок седьмого уже казнили; немецкий солдат уже прицелился в него, когда подошел офицер и сказал: «На сегодня хватит». Его и другие люди, которым посчастливилось выжить, заставили копать могилы для тех, кого казнили. [49]

Курт Левин оставил подробное описание своих впечатлений от «тюремных работ» в тюрьме на Бригидках. Он описал случаи жестокого избиения как со стороны немцев, так и со стороны украинцев.

Один украинцев особенно врезался в память Левина. Элегантно одетый в красивую вышиванку, он бил евреев железной палкой. С каждым ударом в воздух взлетали куски кожи, иногда — ухо или глаз. Когда палка сломалась, он взял огромную обугленную палку и проломил ей череп первому еврею, который попал под руку — мозги разлетелись во все стороны и попали на лицо Левина и его одежду.

Левин стал свидетелем того, как немцы расстреляли большое количество евреев. Он должен был беспомощно наблюдать за тем, как убивали его отца, раввина. Немцы постоянно фотографировали жестокие сцены, что было для него особенно унизительным.

полносmью

promo yadocent october 22, 05:37 1
Buy for 80 tokens
40 лет назад на первой странице «Пионерской правды» №22 от 16.03.1979 появился анонс «Пишем фантастическую повесть!» А на последней, самой интересной – вот такая затравка: первый выпуск повести-буриме «Звездолёт на Вяте». Это было мое первое знакомство с…

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
luganskiy_lgua
Jan. 11th, 2013 06:06 am (UTC)
На фотографии с евреями стоящими на коленях заметил название магазина "МЕХА". На украинском это кажется будут "ХУТРА".
Что же они в порыве национального превосходства не сменили вывеску? Наверное времени не хватило.
livejournal
Jan. 11th, 2013 08:29 am (UTC)
Д.П.Химка. "Львовский погром 1941"
Пользователь narvasadataa сослался на вашу запись в записи «Д.П.Химка. "Львовский погром 1941"» в контексте: [...] Оригинал взят у в Д.П.Химка. "Львовский погром 1941" [...]
varjag_2007
Jan. 11th, 2013 08:43 am (UTC)
Вы бы прочитали истерику Аскольда Лозинского по этому поводу!
yadocent
Jan. 11th, 2013 09:19 am (UTC)
Это вы по поводу его очередного "Відкритого листа до В.Кравченка – директора Канадського Інституту Українських Студій" ?
varjag_2007
Jan. 11th, 2013 09:30 am (UTC)
Нет, как раз по поводу этой статьи.
Я у Дюкова бросила ссылку.

Что за мразь!
yadocent
Jan. 11th, 2013 09:54 am (UTC)
Ознакомился. М-дя, ученость мистера Аскольда прям из ушей прет.
hmelnicky
Jan. 12th, 2013 04:57 am (UTC)
Очень странная публикция для ресурса Вахтанга Кипиани.
yadocent
Jan. 12th, 2013 05:30 am (UTC)
Источник текста в таком виде - блог "Манкурта". На "Укроправде" он был изуродован кучей вставок и оговорок, которые вычищены.
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

1993
yadocent
yadocent

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow