?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мазепа. Обман о любви.

«Мерзкий блуд есть, старых и мудрых таковоздание,
А тебе, старый бздуну, конец, вечное мучение».

И.Мазепа Дума «Старик с телом беседует». 1704 г.


Тема «последней любви» Мазепы, увековеченная в ряде литературных и музыкальных произведений, активно привлекается апологетами для создания позитивного имиджа гетмана-изменника. Речь идет о так называемой «любви гетмана Ивана Мазепы» и Мотри (Марии, Матрены) Кочубей – дочери генерального судьи Василия Леонтьевича Кочубея.
Григорьев Павел Алексеевич
П.Григорьев. Мазепа и Мария

Но в то же время, любовные похождения Мазепы, как во времена его «польской молодости», так и в «глубокой зрелости», не очень выгодны для «реабилитаторов» Мазепы. Это отчасти понятно – история адюльтера пани Фальбовской, да и «кочубеев грех», вряд ли позиционируют гетмана как человека морального, коим его необходимо сделать в контексте создания «человечного образа». Проблему любви гетмана и последствий этой любви историки практически не рассматривают, оставляя ее изложение, трактовки и оправдание гетмана сочинениям беллетристическим, вроде трудов С. Павленко и ему подобных(1).
getphoto
Одно из якобы изображений Марии Кочубей (на самом деле – осетинка Лейла Алдатова, Мисс Европа 1910)


Но еще существуют варианты сознательного смещения акцентов от «моральной составляющей». В своей книге «Мазепа», историк Т.Таирова-Яковлева в принципе опускает «романтические» эпизоды, и утверждает об использовании истории Мазепы и Мотри в политических замыслах самого Кочубея . «Роман с Мотрей, почему-то, как аксиома, считается преддверием и причиной доноса Кочубея (2). Между тем эти события разделяло более двух с половиной лет, весьма драматичных для судеб Украины и России. Мотря за это время успела выйти замуж за близкого Мазепе человека — генерального судью Василия Чуйкевича. Он был не просто старшиной, но бывшим дворским Ивана Степановича, возведенным им сперва в звание регента генеральной войсковой канцелярии, а потом уже генерального судьи. Кстати, Чуйкевич не покинет гетмана вплоть до Полтавской битвы. Так что причиной казни своего отца Мотря ни в коем случае не была. И разум от горя она не теряла, а наоборот — разделила судьбу своего мужа и была отправлена Петром в 1710 году в Сибирь (не смотря на «реабилитацию» своего отца), где, по-видимому, и умерла» (3).
Р.Штейн.Допрос Кочубея
Р.Штейн. Допрос Кочубея

Но сама Таирова-Яковлева зачастую путается в изложении фактов и собственных заключений. Так, описывая Мазепу в своей статье «Мотря Кочубей и ее любовь с гетманом Иваном Мазепой», она восклицает: «Дряхлым стариком в свои 65 лет, Мазепа отнюдь не был», и даже укрепляет свое заявление письмами Ж. Балюза(4). Но в другой своей книге, та же Таирова-Яковлева называет целую главу об этом периоде жизни гетмана «Больной старик», полностью посвятив ее описанием дряхлости и болезненности своего героя(5). Где же объективность госпожи Таировой?

Примечательно также, что Таирова-Яковлева убеждая своих читателей в набожности и необыкновенном отношении Мазепы к Православию пишет: «Помимо большой разницы в возрасте ситуацию усложняло то, что Мотря, как уже упоминалось, была крестницей Ивана Степановича и, по церковным канонам, они не могли пожениться. Правда, для всемогущего Мазепы, крупнейшего церковного мецената и личного друга всей украинской и русской духовной иерархии (и Стефан Яворский, и Феофан Прокопович во многом были именно ему обязаны своей блестящей карьерой) - это была решаемая проблема»(6). То есть, между прочим она заявляет, что каноны для «глубоко верующего Мазепы», могли решиться банальным путем – «по знакомству».
Film-Mazepa-1909-10
Казнь Кочубея. Кадр из фильма Ханжонкова "Мазепа" 1909

Но если Таирова лишь предполагает о такой возможности, то ее коллега О.Ковалевская, разумеется, без ссылок уверяет, что Мазепа так и сделал: «Хотя, взвесив силу своих чувств, гетман все же поднял вопрос перед иерархами церкви вопрос подобного брака»(7).
Гравюра

Для большинства подобных историков мазепинских сексуальных похождений, характерным являются претензии в адрес матери Мотри - Любови Кочубей, которая радикально препятствовала связям престарелого гетмана и их несовершеннолетней дочери. «Роковую роль здесь играла Любовь Кочубей, женщина с сильным, но склочным характером, имя которой не раз упоминается в источниках в связи с конфликтами», - указывает Таирова-Яковлева(8). В данном случае историк попросту повторяет слова самого Мазепы, который уверял Кочубея: «…что причиною его неприятностей – велеречивая жена его, на которую надобно бы наложить мундштук, как на лошадь. Он напоминает Варвару великомученицу, убегавшую от злого отца, советует Кочубею воздержаться от мятежнического духа, угрожает, что чрез его и жены его высокомерия он доживет до какой-нибудь беды»(9).
Рудаков К.И. «Мария у Мазепы». Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина
К.Рудаков Мария у Мазепы. Иллюстрация для поэмы Пушкина "Полтава"

Таким образом, вновь моральные устои того времени, да и современности, библейская заповедь «почитай родителей своих», сводится любителями Мазепы к некой нудной пуританской истине о некой мифической праведности. О какой морали может идти речь, если мазепинцы забирают у родителей их Богом данное право? Между тем, натиск Мазепы на сознание Мотри Кочубей, которое он приправлял, то письмами, то воздыханиями, то кольцами и бусами, просьбы прислать ему фетиши (прядь волос, ночную рубашку)(10) , нельзя назвать иначе как домогательство, которое в чрезмерно цивилизованных и «правогарантных» странах, наказывается посредством уголовных законов.

Однако стоит возвратиться к законам церковным, которые в эпоху Мазепы были серьезным руководством к действию. Например, каноны Трулльского Собора, отнюдь не поддерживающие прелюбодеяния и брак с крестными детьми. Недаром ведь так возмущался отец Мотри: « ...Егда же предаст гробу жену свою, тогда новую изобретает на мя вражду, прельщая мя, устрашая, моля и смертию прещаше, дабы вторую дщерь мою девицу ему же восприемлемую от Св. Крещания духовную дщерь взяти могл в супружество. Какую диавольским действом возбудити мне печаль, дабы аз явлен бых всея вселенные законопреступный отец и маловерный христианин, како бы желание свое исполнити зело о том мне насилствуя и много шатаяся явне не взмогх»(11).
916
Так видят Марию-Мотрю современные украинские фотохудодники, выпустившие эротический календарь (fotomag/com.ua)

Очевидная греховодность Мазепы подвергается тщательному и безапеляционному выхолащиванию. Согласно ответам О.Ковалевской на ее собственные вопросы, Мотре, как оказывается, было не 16 лет, когда в нее влюбился престарелый гетман. Предмету страсти гетмана стукнуло то ли 18, то ли 20. То есть вопрос о педофилии снимается, как бы «академическим замечанием» историка. Но Ковалевская идет дальше и указывает, что «Их отношения до конца были корректными. Это была любовь, которая не знает старости, для которой нет границ. Для него эти чувства были вызовом его возрасту, а для нее стали возможностью признать его мудрость»(12). Наверное из соображений корректности Мазепа оставил потомкам письмо, где обращаясь к Мотре пишет: «За тим целую уста коралевии, ручки беленькие и все члонки тельца твоего беленького, моя любенько коханая»(13).

Вопрос в том, может ли стать свидетельством «корректных отношений» ситуация, когда «любящий Мазепа», отдал приказ пытать и жестоко казнить отца своей возлюбленной, автор книги тоже не указывает.
Между тем, ответственность за деяния подобные мазепинским описаны еще в «Русской правде» (Редакція IV. ОУСТАВ(Ъ) ВЕЛИКОГ(О) 1 КН(Ѧ)ЗѦ ӔРОСЛАВА 2. Руська правда К., 1935): «112 Иже поиметь коумоу свою женѣ, по законоу людскомоу носа ѡбѣма оурѣзати и разлоучити ӕ . 113 Аще ли дщерь свою поиметь ѿ с(вѧ)тог(о) кр(е)щ(е)ниӕ, соуд(ъ) тот же, по людскомү, ӕко и коумомъ , ӕкож(е) прежде рекохом(ъ). 114 Иже съ моужатою женою ѡбрѣтаєтсѧ, носа ѡбѣма оурѣзати, да биєтасѧ; иже самъ моужь застоупить, да биєть, а ѡба и пса оуверзести»(14).
Дом церковь
Домовая церковь во имя Марии Египетской диканьского дворца Кочубеев, где родственники два столетия молились о спасении заблудшей души родственницы. Фото 1912г.

Особенности морального облика Мазепы подтверждают и некоторые заключения его биографов, хотя в них тоже наблюдается отсутствие связи. Речь идет о взаимоотношениях Мазепы и княгини Дольской, о которых О.Ковалевская пишет, что свои политические дела, гетман и княгиня для конспирации «выдавали за интимные» (15).

Однако Т. Таирова-Яковлева пишет, что не исключает и «романтический характер их отношений», описывая как гетман называет княгиню «голубкою» и приводит слова Войнаровского, что «Дольская обещала выйти замуж за Мазепу. Возможно Мазепа нашел в княгине утешение после неудачного романа с Мотрей»(16). На это намекает и С.Павленко(17).

Так или иначе, но описывая трагические отношения Мазепы и дочери Кочубея, допуская грубые несоответствия, а зачастую просто выдумывая факты, пытаются создать своему герою более удобную позу. Но в этой позе сложно исправить очевидную распущенность и развращенность, безнравственность и безбожие, В этой позе не исправить ни замученного на плахе Василия Кочубея, ни исковерканной судьбы самой несчастной Мотри.

Ссылки
1. http://www.umoloda.kiev.ua/number/1424/169/50154/
2. Таирова-Яковлева Т.Г. Мазепа. М. Молодая гвардия, 2007 С.201
3. Таирова-Яковлева Т.Г. Указ.соч. С.165
4. Таирова-Яковлева Т.Г. Мотря Кочубей и ее любовь с гетманом Иваном Мазепой. Петербургские славянские и балканские исследования, 2007 №1-2. С.101
5. Таирова-Яковлева Т.Г. Иван Мазепа и Российская империя. История «предательства». М. 2011 С.288-314
6. Таирова-Яковлева Т.Г. Мотря Кочубей и ее любовь с гетманом Иваном Мазепой. Петербургские славянские и балканские исследования, 2007 №1-2. С.101
7. Ковалевська О. Іван Мазепа у запитаннях та відповідях. К. 2008 С. 61
8. Таирова-Яковлева Т.Г. Указ. соч. С.101-102
9. Костомаров Н.И. Мазепа. М., 1992, С.207-208
10. Костомаров Н.И. Указ.соч. С.206
11. Костомаров Н.И. Указ.соч. С.205
12. Ковалевська О. Іван Мазепа у запитаннях та відповідях. К. 2008 С. 62
13. Цит по. Костомаров Н.И. Мазепа. М., 1992, С.206
14. http://litopys.org.ua/yushkov/yu08.htm
15. Ковалевська О.Указ соч. С.84
16. Таирова-Яковлева Т.Г. Иван Мазепа и Российская империя. История «предательства». М. 2011 С.338
17. http://www.gorod.cn.ua/news_6827.html

viktorshestakov.

promo yadocent Жовтень 22, 05:37 1
Buy for 80 tokens
40 лет назад на первой странице «Пионерской правды» №22 от 16.03.1979 появился анонс «Пишем фантастическую повесть!» А на последней, самой интересной – вот такая затравка: первый выпуск повести-буриме «Звездолёт на Вяте». Это было мое первое знакомство с…

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
livejournal
Mar. 20th, 2013 11:01 pm (UTC)
Мазепа. Обман о любви.
Пользователь slavikap сослался на вашу запись в записи «Мазепа. Обман о любви.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Мазепа. Обман о любви. [...]
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

1993
yadocent
yadocent

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow