Вторая чистка
Весной 1949 г. из центрального провода ОУН в нижестоящие звенья поступило распоряжение о том, чтобы 'очистить ряды организации от враждебных, неустойчивых и случайных элементов'. Обратимся к показаниям Ленива:
'В мае 1949 г. руководитель СБ Калушского окружного провода ОУН 'Марьян', сменивший ушедшего на повышение (за 'большие заслуги' - Авт.) в краевой провод ОУН 'Дениса', назначил меня следователем СБ Журавновского надрайонного провода ОУН. В это время начиналась чистка в оуновском подполье. Мой новый руководитель – шеф СБ Журавновского надрайонного провода ОУН 'Буревый', в состав которого входили Жидачевский и Журавновский районы Львовской области и Войниловский район Станиславской области, провел со мной соответствующую инструктивную беседу, сводившуюся к тому, чтобы повести решительную борьбу с 'чуждыми ОУН элементами'. Мы приступили к чистке...'.
Кратко расскажем о 'послужном списке' 'Буревого'. Из показаний бывшего командующего УПА - 'Захід' члена центрального провода ОУН Александра Луцкого от 25 января 1945 г.: '...'Буревый', уроженец Станиславской области, в период немецкой оккупации служил в полиции в гор.Станиславе. Весной 1943 г., когда полиция влилась в банды ОУН-УПА, он также перешел на нелегальное положение. Первое время являлся сотенным УПА, затем был у меня адъютантом. Позже был начальником канцелярии штаба УПА - 'Захід Карпати'. В конце 1944 г. этот штаб был расформирован и он ушел в Болоховский лес.
Весной 1945 г. его подобрал окружной эсбист 'Денис'. Полученная 'Буревым' практика в Станиславской полиции была находкой для СБ.
'...Прежде чем приступить к чистке, я совместно с бандитами 'Ветром' и 'Олегом' арестовали жителя с.Завадка Войниловского района Мотулько Михаила и жителя с.Яворивка Калушского района по имени Иван. Их мы допрашивали, жестоко избивали и мучили, подвешивая вниз головой. Не добившись от них практически никаких показаний, мы их удушили, а трупы закопали в 40 квартале Болоховского леса.
Затем приступили к своим. Первым мы арестовали (июнь 1949 г.) боевика Журавновского районного провода ОУН Ярослава Высочана, родившегося в 1930 г. в с.Чертиж. Мы с 'Буревым' подвергли его жестоким пыткам, затем удушили и труп закопали в 24-ом квартале Болоховского леса.
Через несколько дней я арестовал бандита Николая Кулика, являвшегося односельчанином и другом вышеуказанного Высочана. Его допрос я сопровождал зверскими избиениями. Он ликвидирован медленным удушением и закопан в 15 квартале Болоховского леса...'.
Высочан и Кулик длительное время поддерживали связь с боевиками Журавновского районного провода ОУН, выполняли их задания. Материальное положение подполья все ухудшалось, население категорически отказывалось оказывать им любую помощь. Районный проводник приказал им ограбить сельский магазин в с. Дубравка Журавновского района. Награбленное передали бандитам, а сами, боясь ответственности за совершенное преступление, летом 1948 г. перешли на нелегальное положение и влились в боевку Журавновского райпровода ОУН.
Однако 'Буревый', находясь в конфликте с районным проводником, эту ситуацию рассудил по-своему. Он считал, что Высочан и Кулик специально ограбили магазин, чтобы втереться в доверие оуновцев. 'Буревый' понимал, что появление новичков на их территории не спасет подполье от окончательного разгрома, но может серьезно осложнить конспирацию и будет отвлекать материальные средства на их содержание. 'Буревый' руками 'Ревуна' избавился от Высочана и Кулика, а затем ликвидировал районного проводника 'Донского' (Ленив точно не смог назвать его псевдоним - Авт.), объявив, что они оба 'напоролись на засаду'. 'Буревому' удалось 'бежать', а 'Донской' погиб.
В июне-августе 1949 г. СБ Журавновского надрайонного провода ОУН во главе с 'Буревым' и 'Резуном' на 'подчиненной им территории' ликвидировало около 20 участников оуновского подполья. Среди них: 'Сталевой' - Сэс Степан из с.Мостыще Калушского района; 'Стефко' - Демкив Семен из с.Любша Журавновекого района; 'Тарас' - Федолак Василий из с.Протесы Журавновского района; 'Влодко' - Мазуркив Владимир из с.Томашевцы Войниловского района; 'Остап' - Грищак Михаил из с.Владимировны Журавновского района и другие. Все они подвергались жестоким пыткам.
Чистка в оуновском подполье продолжалась. Агония достигла своей вершины. Шла ожесточенная борьба за выживание, за спасение своей шкуры, где предавали и убивали нередко даже близких и родных.
Выступавшая 19 марта 1952 г. в судебном заседании свидетель Елена Купий рассказала: 'Всего Ленив убил более двухсот человек. Он мне лично рассказывал об этом и показывал даже список тех лиц, которых непосредственно убил. Это жестокий человек, садист...'
Из показаний И.Ленива от 19 марта 1952 года: 'Что касается списка убитых мною лично. Действительно, такой список у меня был, я показывал его Купий Елене и некоторым жителям других сел. Прежде всего, это делалось для того, чтобы держать людей в страхе. Я подтверждаю, что действительно лично своими руками убил (большинство задушил) около 200 человек мирных советских граждан. В основном это были крестьяне и рабочие, проживавшие в Войниловском, Калушском, Рожнятовском, Долинском и других районах области. Другим бандитам я помогал убить еще не менее 50 человек. Я также лично убил около 70 человек советских граждан молдавской национальности.
Я совершил много убийств. Делал это потому, что так был воспитан главарями ОУН-УПА на идеологии украинского буржуазного национализма. Считаю, что я не был садистом. Все убийства, пытки и мучения жертв совершал осознанно, хотя про себя думал, что все эти люди были невиновны. Однако эту мысль я боялся кому-либо высказать, чтобы самому не стать жертвой СБ. Так оно и случилось. Когда моими руками оуновские главари убрали всех неугодных им участников подполья, а также расправились со многими мирными гражданами, я почувствовал, что нахожусь под подозрением. 19 июля 1950 г. я из банды бежал и скрывался самостоятельно'.
Завершая свое повествование, основанное на документах, считаю необходимым напомнить о тысячах прекрасных людей, заплативших своими жизнями за счастье своих детей, внуков, всего украинского народа. И в каждом селе на западноукраинских землях стояли обелиски, на которых золотыми буквами написаны имена погибших на фронтах Великой Отечественной войны, борцов с бандами ОУН-УПА, людей, устанавливавших Советскую власть, восстанавливавших разрушенное войной народное хозяйство.
Многие из этих памятников сегодня уничтожены необандеровцами. Но правда истории остается.
А.М.Федуняк
ПС. Из приговора суда от 21 марта 1952 г. по делу И.М.Ленива: «всего за время своего пребывания в банде украинских буржуазных националистов подсудимый Ленив лично сам убил, замучил и удушил различными способами около двухсот человек советских граждан — мужчин, женщин и стариков, а также присутствовал и принимал участие вместе с другими бандитами в убийстве свыше 50 человек советских граждан. С целью удушения советских людей подсудимый Ленив всегда носил в кармане веревку». (Архивное уголовное дело № 29064) // ДОВІДКА СБУ про діяльність ОУН-УПА №113 от 30.07.1993.
Journal information