?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Первый антисоветский фильм вышел в России во время Гражданской войны, назывался «Зверства большевиков перед сдачей Киева 21 августа 1919». Агитфильм, сделанный в Киеве, состоял из нескольких частей: «Вступление большевиков в Киев. Издевательства красноармейцев. Совет комиссаров. Муки в чрезвычайке. Провокация. 121 расстрелянный. Массовые похороны. Встреча белой гвардии». В картине удивительно реально инсценировали пытки, расстрелы и прочее. Но сделанная на скорую руку с желанием использовать сенсационность темы и заработать, она не имела успеха. Куда интереснее был другой фильм, сделанный в то же время «Жизнь-Родине, Честь-Никому» 1919 реж Александра Волкова. Съемка проходили в Ростове-на-Дону. Более 10 тысячи статистов, отличные массовые сцены, танки, артиллерия и кавалерия на фронте. Фильм начинается на одном военном заводе, где преступная группа под руководством немецкого шпиона Коха устроила взрыв. Спасаясь от ложного обвинения в убийстве рабочего, директор завода Беляев вместе с дочерью и влюбленным в нее молодым офицером Борисом Марковым бегут на Дон. Там Марков начинает создавать армию для борьбы с большевиками. Беляев схвачен большевиками и расстрелян, а его дочь изнасилована. После смерти отца Нина уходит в Добровольческую армию и встречает там Маркова, который вместе с созданной им армией начинает наступление на большевиков, чтобы «раздавить насильников России и привести страну к великому будущему».

Видимо, первый антикоммунистический фильм в Америке был «Большевизм, взятый на пробу» («Красная республика»/ Bolshevism on trail) 1919, в котором бывший солдат, вернувшийся с Первой мировой войны, под воздействием Октябрьской революции и пропаганды, тоскует по справедливому обществу, где все равны. Чтобы вылечить сына от таких идеалистических представлений, его отец создает коммуну на острове недалеко от Флоридского побережья, чтобы доказать сыну, что эта утопия никогда не сможет работать.

С этого времени и начинается зарождаться «Красная паника» и отсчет того что потом назовут Холодной войной.



В июне 1919 года недавно назначенный министр юстиции и генеральный прокурор Америки Митчелл Палмер (Mitchell Palmer) проснулся от взрыва бомбы, взорвавшейся у порога его дома. В эту ночь бомбы взорвались еще в восьми американских городах. И той же самой ночью возникла первая «Красная паника», охватившая всю страну. На следующий день «Нью-Йорк Таймс» сообщила, что нападение явно имело большевистское происхождение. После того как Палмер сумел убедить встревоженный сенат, что взрывы имели целью свергнуть американское правительство, ему было выделено на борьбу с анархистами 500000 тысяч долларов. И хотя не существовала никакого закона запрещающего Коммунистическую партию и даже анархистов, новое агентство созданное Палмером, стало собирать информацию о радикалах у полиции, военных, детективных агентств и гражданских лиц. Джону Эдгару Гуверу, всесильному шефу ФБР, в то время было всего 24 года, и у него еще все было впереди. За короткое время были собраны досье на 150000 тысяч подрывных элементов. На вторую годовщину Российской Октябрьской Революции 7 ноября 1919 года, агенты бюро (GID), Бюро расследования и местная полиция напали на «Российские народные палаты» (Russian People Houses) в 12 городах Америки. Было задержано 184 члена клубов рабочих, «богохульные существа» («Нью-Йорк Таймс») были высланы в Россию на ветхом судне «Buford». Среди высланных была группа анархистов, наиболее печально известная из них была Эмма Голдман (Emma Goldman) – «красная королева Анархии». Ее речи и брошюры в защиту свободной любви, вероятно, были даже более вредны, чем ее радикальная деятельность. Окрыленный успехом, Палмер арестовывает 3000 человек в 33 городах. А ночью 2 января 1920 года по всей стране было схвачено уже 10000 тысяч подозреваемых. Шесть тысяч из них были освобождены через несколько дней, так как они, как оказалось, не были членами левых партий, а 4000 тысячи должны были быть высланы в Россию. Но то, что сначала, казалось, было триумфом Палмера, обернулось против него, поскольку детали незаконных арестов и высылок стали известны законодателям. Нарушение законодательства США было настолько скандальным, что Генеральный прокурора был вызван в Сенат. Палмер, защищаясь, охарактеризовал арестованных как «моральных крыс, чьи хитрые и лукавые глаза выдают жестокость, безумие и преступления и чьи кривые и деформированные лица и густые брови ясно указывают врожденную склонность к бандитизму и коммунистическим убеждениям». Он продолжал отрицать, что права арестованных нарушались и что в их отношении использовалось насилие. Палмер избежал формального наказания, но оскорбленного «Большого Красного Охотника» позже снова вызовут на допрос, на этот раз в Сенатский комитет по законодательству. Так закончилась первая «Красная паника», которая в последующие годы будет повторяться много раз. А в досье к ФБР попадет несколько миллионов человек, даже для Пабло Пикассо найдется там место. После выхода романтической комедии Капры «Это случилось однажды ночью» на следующий год появился ремейк «Красное приветствие» (Red Salute) 1935, где был выведен студент радикал – коммунист. Когда богатая девушка, сыгранная Барбарой Стенвик, была поймана с красным агитатором студентом из университетского городка (Hardie Albright), ее отец забирает ее из колледжа и отправляет подальше на юг к границе, «проветрить мозги».Там она познакомится с красивым полицейским, охраняющим границу, и он быстро победит в сердце Стенвик молодого и розового студента. Восемнадцатью годами позже этому фильму дадут вторую жизнь. В то время Америка покроется лихорадочными заголовками «Казненные Розенберги! Атомные шпионы!», «Маленков требует водородную бомбу!» и т. д., тем создавая потребность на антикоммунистические фильмы. В рекламной компании фильма была изобретена потрясающая легенда КРАСНОЙ УГРОЗЫ на работе, в школе, - семена измены всюду. А название картины будет изменено на «Безудержная дочь» (Runaway Daughter).

В Москве в государственном издательстве выходит журнал «СССР на стройке» на пяти языках, в каждом номере знаменитый лозунг «Пролетарии всех стран соединяйтесь!». Цена его на декабрь 1935 года в США была 25 центов, и на него можно было подписаться. Весной 1939 года СССР пригласили на Нью-Йоркскую Всемирную Ярмарку и под экспонаты выделили даже три павильона. В 1939 году выходит и фильм «Ниночка», в котором рассказывается, как русскую аппаратчицу (Грета Гарбо) посылают в Париж с советской группой торговых представителей, и как Ниночка совращается обаянием Запада и влюбляется в декадентского капиталиста (Мелвин Дуглас). Теперь этот фильм в Америке признается классикой романтической комедии. «Ниночка» была выдвинута на семь наград Академии. Фильм был повторно выпущен в разгар Холодной войны в 1948, и снова в 1962. В МГМ были так довольны успехом «Ниночки», что переделали фильм в менее шипучую смесь «Товарищ Х» (Comrade X) 1940 с Кларком Гейблом в роли непреклонного представителя Запада и с Хеди Ламарр в роли холодной русской, водителя трамвая, не устоявшей перед американской страстью. Действие происходит в Москве, что естественно предполагает побег Хеди в свободный мир. Эта причудливая сумасбродная комедия еще и выиграла Оскара за сценарий. Позже у этой истории будет еще один ремейк «Железная юбка» (The Iron Petticoat) 1956. Но даже такая умеренная критика матушки-России скоро в Голливуде закончится, когда внезапно после начала войны Советы станут «нежными и любящими братьями американцев». Но не все этим были довольны. Комитет действия по антиамериканской деятельности, созданный еще в 1938 году, издал эссе «Коммунизм в Америке». Называя коммунистов троянским конем, они пишут в статье «Если коммунисты захватят Америку в 1942», не дожидаясь Джо Маккарти: «Коммунизм самая большая угроза внутреннему миру Соединенных Штатов сегодня», к статье прилагается фотографии, показывающие мирные демонстрации, забастовщиков, избиваемых полицией, участников марша голода («Безбожные злодеи!»). «Если коммунисты захватят Америку в 1942» довольно забавная статья, написанная Беном Гитлоу, прежним «общепризнанным» лидером американского коммунистического движения, который не считает возможной мирную революцию в Америке. «Я не встретил не одного коммуниста», пишет автор, «кто не соглашался бы, что это будет революция пуль, а не избирательных бюллетеней». Гитлоу верит Ленину, который написал что «замена буржуазного государства властью пролетариата невозможна без применения силы во время революции». Создавалось впечатление, что статью написал призрак Эдгара Гувера, кто мог еще написать в ней о приговариваемых к смерти Красным трибуналом США людях.

С 1942 года Голливуд стал выпускать фильмы «О Нашем Отважном Союзнике», документальные «Сражения в России» и др., и художественные. В фильмах, подобных «Миссия в Москву» и «Трех Российских девушках», война использовалась как фон для показа романтических отношений. Другие были основаны на более определенной исторической ситуации. «Четники» (Chetniks) - драматическая борьба Югославских партизан против немцев. (Хотя, в действительности, четники Михайловича и с нацистами сотрудничали, и против коммунистов Броз Тито воевали). «Мальчик из Сталинграда» (Boy from Stalingrad) 1943 показывал молодых русских, воюющих с немцами.

Затем вышла «Миссия в Москву» (Mission to Moscow). Бестселлер был издан в 1941 году, киноверсия о приключениях посла США Джозефа Дэйвиса (Joseph Davies) в Москве в 1936-1938 годах была создана Уорнер Бразерс в 1943 году. Книга, написанная весьма благожелательно, в фильме была еще больше смягчена. Так, описание московских судов 1937 и 1938 показывает приветливых и доброжелательных судей. А в «Г-н Дидс едет в город» (Mr.Deeds Goes to Town) Сталин предстает как провидец и мудрый вождь. В одной сцене посол Дэйви говорит Сталину: «Я верю, сэр, что в историю вы войдете как спаситель человечества». Сам посол Дэвис появляется во вводной части фильма, хваля «прекрасных и патриотичных граждан, создавших этот фильм». Фильм заканчивается восклицанием «Да, теперь мы навсегда вместе!». Навсегда длилось не слишком долго. В 1947 году Комитет по антиамериканской деятельности вызвал Джека Уорнера, чтобы он объяснил, как такая позорная просоветская пропаганда могла быть сделана на его студии? Может, его об этом просила ФБР? Или правительство помогало субсидировать производство? Уорнер ответил отрицательно, хотя позже в своих мемуарах, вышедших в 1965 году, он признается, что об этом его просил Президент, и был заказ на такой фильм от ФБР. Жаль, что это признание он сделал слишком поздно. Оно бы спасло карьеру сценаристу Говарду Кочу, который был помещен в черный список в значительной степени из-за его работы над «Миссии в Москву». Как отмечал кинокритик Джеймс Аги «фильм был почти как первый советский фильм, сделанный на главной американской студии».

В 1944 году было сделано еще два фильма, воспевающих героизм советских людей: «Песня о России» (Song of Russia) и «Северная звезда» (The North Star), сделанные на Метро Голден Мейер по сценарию Лилиан Хеллман, известной своими прокоммунистическими взглядами. Действие фильма «Северная звезда» происходит летом 1941 года и начинается с семейного веселья русских, сидящих за скромным столом. Внезапно радио сообщает о смерти ста детей, у которых брали кровь для переливания немецким раненым. Крестьяне возмущены злодеяниями немцев. Вскоре нацисты входят в деревню. Во главе безжалостный доктор фон Херден (в блестящем исполнении Эрика фон Штрогейма). Немецкие солдаты гасят пожар, который устроили сельские жители, чтобы их продовольствие не досталось врагам. В наказание немцы забирают для себя женщин из деревни. Несколько человек бегут к партизанам. Между тем, фашисты собирают крестьянских детей в одном месте и используют их кровь для переливания своим раненым, причем некоторые из детей при этом умирают. Главная героиня в картине, молодая девушка, погибает, совершив отчаянное нападение на немецкий пост. В конце фильма партизаны, неожиданно напав, освобождают деревню и наносят поражение фашистам. Фильм был повторно выпущен как «Бронетанковая атака» (Armored Attack) 1947, все положительное из жизни деревни было вырезано, оставили только военную историю, лишенную пропаганды. Но даже в этой версии в водной части все-таки еще объяснялось, что «русские имеют честь быть нашими союзниками».

продолжение следует
promo yadocent october 22, 05:37 1
Buy for 80 tokens
40 лет назад на первой странице «Пионерской правды» №22 от 16.03.1979 появился анонс «Пишем фантастическую повесть!» А на последней, самой интересной – вот такая затравка: первый выпуск повести-буриме «Звездолёт на Вяте». Это было мое первое знакомство с…

Profile

1993
yadocent
yadocent

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow