yadocent (yadocent) wrote,
yadocent
yadocent

КАЗАЧЕСТВО В ИСТОРИИ УКРАИНЫ-2

Как известно, основатель замка на Хортице князь Дмитро Вишневецкий, один из легендарных «основоположников Запорожской Сечи», в 1557-1562 находился на службе у царя Московского Ивана Васильевича Грозного. В 1576 гетман Богдан Ружинский по договоренности с царем осуществил поход на татарские улусы в низовьях Днепра. В 1588 в российской армии из 4300 наемных иноземных солдат 4000 составляли “малороссийские черкасы” [16]. Руководитель первого крупного казацкого восстания Криштоф Косинский в 1593 году обратился за помощью в Москву, а по сообщению А.Вишневецкого даже «присягал со всем своим войском Великому князю Московскому» [17]. Семерий Наливайко после подавления восстания в 1596 пытался отступить в российские границы, но был блокирован польскими карателями возле Лубен и большинство казаков предательски истреблены.

Параллельно шел постоянный обмен населением между Запорожьем и Доном, о чем свидетельствовал уже в 1527 году крымский хан Сагиб-Гирей: «Приходят к нам черкасские и каневские козаки… с козаками путивльскими по Днепру под наши улусы и что только в нашем панстве узнают, дают весть в Москву» [18].




Отбив первую волну казацких восстаний конца XVI века, правительство Речи Посполитой наложило на них «баницию» (запрещение), однако, постоянно нуждаясь в военной силе, вскоре отменило ее. В годы Ливонской войны 1601-1602 в рядах казачества вызрел новый лидер – уроженец Галичины Петро Конашевич Сагайдачный. Усовершенствовав казацкую тактику морского боя, он возглавил ряд весьма успешных морских походов казаков на Кафу, Килию, Варну, Трапезонт, Босфор. Однако, будучи представителем зажиточной, соглашательской верхушки сословия, уже начавшего процесс дифференциации, он возглавил казаков и в походе 1618 года на Москву. «Смута» в Московском царстве начала XVII века дала простор для разгула казацких ватаг на польской службе и вне ее, однако в конечном итоге ситуация обернулась бумерангом против Польши. Разбухшая до 30 000 человек (по подсчетам коронного гетмана Ходкевича) казацкая вольница по окончании военной кампании категорически отказывалась возвращаться в строгие рамки куцего Ольшанского реестра (1000 ч.). Полк Ждана Коншина перешел на русскую службу, другие во главе с Тарасом отправились наемниками в Европу – на Тридцатилетнюю войну. Попытки Сагайдачного утихомирить «выписчиков» закончились его свержением в 1619 и избранием в гетманы Яцька Неродича (судя по прозвищу – из самых незнатных казаков).

Пытаясь удержаться на плаву, Сагайдачный в феврале 1620 года отправил в Москву посольство Петра Одинца – первое документально подтвержденное. Также Сагайдачным был организован торжественный прием в Киеве (проездом из Москвы) Иерусалимского патриарха Феофана, который поддался на его уговоры, согласившись высвятить группу православных епископов на украинские кафедры. Таким образом, местная православная церковь, постепенно вымиравшая после введения Брестской унии, получила свою новую иерархию. Считается, что главная заслуга Сагайдачного состояла именно в том, что казачество получило четкую военную организацию и объединившись с движением православных братств, создало определенную религиозно-военно-интеллигентскую целостность, основу и опору украинской национальной жизни. «Так разом, в одному фронті стало міщанство, духовенство і козаччина» [19].

Смерть Сагайдачного, получившего тяжелое ранение во время Хотинской войны 1621 года, положила конец периоду соглашательства и относительно мирного утихомиривания поляками казаков. В то же время киевское православное общество, спасаясь от униатских притеснений, активизировало отношения с единоверной Москвой – ведь восстановленная иерархия так и не была признана Польшей. В январе 1625 луцкий владыка Исаакий от имени митрополита Иова на аудиенции у царя Московского впервые озвучил прошение “о принятіи Малороссіи и Запорожскихь козаковъ в покровительство” (аналогичные письма приходили ранее от епископа Исайи Копинского и митрополита Борецького). В феврале того же года в Москву прибыло казацкое посольство во главе с полковником Иваном Гирей с письмом от гетмана “Коленика Ондреева”. Подобные казацкие посольства постепенно превращались в традицию (зафиксированы в 1630, 1631, 1632, 1636 гг и пр.) [20]. Таким образом закладывались основы будущего союза на базе единства славянского происхождения и православной религии.

Вторая четверть XVII века характеризуется рядом казацко-крестьянских восстаний, в ходе которых неоднократно всплывала идея обращения за помощью к Москве и перехода в российские пределы. Уйти «на Дон или в Москву» угрожали «выписчики» в 1626 после подавления восстания Марка Измаила (Жмайло). Руководитель восстания 1630 года Тарас Трясило после подавления ушел «на московскую службу». Лидер восстания 1637 года Павлюк (Полурус) намеревался «найти протекцию Москвы». Повстанческий гетман 1638 года Яков Острянин после поражения под Жовнином форсировал Сулу и с 3 тыс. казаков ушел в Россию, осев в районе Чугуева. Позже за ним последовал гетман Дмитро Гуня. Динамика «волн» массовой эмиграции в Россию понятным образом совпадает с подавлением восстаний. На требования польской стороны выдать беглецов, которые «засели на Усерди, под Ливнами, под Яблоновым, под Новосилом, под Мценском, под Осколом, под Валуйками, под Воронежем, под Михайловом, под Дедиловом, под Гремячим, под Дудинском, под Рыльском, под Курском, под Путивлем, под Севском и под другими старыми городами царского величества… тысяч с 20 и больше» российские воеводы обычно отвечали отказами [21].

За десятилетку «золотого покоя» 1638-1648 на Украине Малороссийской накопилось столько недовольных, что Богдан Хмельницкий, как часто бывает с историческими личностями, просто оказался в нужном месте в нужное время. И свара мелкопоместного шляхтича с местным подстаростой Чаплинским из-за хутора Субботов переросла в Освободительную войну, в результате которой в Малой России полностью исчезла традиционная госструктура, замененная оригинальной «полковой системой» на казацкий лад.

Впрочем, не месте сгинувших панов-шляхтичей очень скоро появились «паны полковники», не думавшие ни о какой Украине, но зато весьма заботящиеся о своих карманах. Даже накануне знаменитой Переяславской Рады царского посла успели навестить местный полковник П.Тетеря и генеральный судья С.Зарудный-Богданович, выпросившие себе во владение местечки Смелу и Старый Млиев соответственно. Полковник Иван Золотаренко тогда получил Батурин и Борзну, его брат Василь – Новые Млины и Мену. И все гетманы подряд в договорных «Статьях» первыми пунктами оговаривали размеры личного имущества и оклада «на булаву». Именно этот классовый эгоизм казачества («а поспольству нести попрежнему обыклое тягло господину», - велел Универсал Б.Хмельницкого) и обрек страну на эпоху «Руины», когда разноориентированные группы казацкой старшины разорвали ее на части: «королевскую», «царскую» и «ханскую». Не думал ни о какой независимости и столь разрекламированный в современной Украине И.Мазепа: согласно договору с королем Карлом XII малороссийские земли возвращались под власть Польши (а часть, по Адлерфельду, отходила Швеции), а взамен ему выделялось отдельное княжество в Белоруссии. А после уравнения казацкой старшины в правах с российским дворянством, «элита нации» удивительно быстро забыла об идеалах государственности.

Безусловно, казачество было важным фактором в истории развития украинского народа, но в большинстве случаев оставалось «вещью в себе», постепенно деградируя в сторону кастовости. В итоге, кроме периода Хмельниччины, когда казацкие авангарды подпирались многотысячными толпами крестьян, казачество никаких масштабных деяний национально-государственного значения не совершило, хотя поводов было достаточно. Александр Панасенко приводит очень точное сравнение: Польша (вернее — ее часть) находилась под властью Российской империи 124 года, причем в куда более привилегированном положении. Тем не менее, поляки за это время подняли три крупнейших восстания (1794, 1830—1831 и 1863—1864 гг.), подавляли которые регулярные армейские части во главе с полководцами уровня Суворова и Паскевича. Украина же за 300 лет «гнета» не сподобилась ни на одно подобное событие, несмотря на наличие (до последней четверти XVIII века) казачества — постоянно вооруженного ядра, которое по логике вещей должно было выступать выразителем и защитником национальных интересов. Но «ядро» оказалось неспособным защитить даже само себя — та легкость, с которой в 1775 году по приказу Екатерины была сдана Запорожская Сечь, является не национальной трагедией, как пытаются преподнести новейшие идеологи, а национальным позором. Но признать подобное — значит, лишить прошлое Украины героики, которой и так, откровенно говоря, негусто [22].

В период «перестройки» и «национального возрождения» эту архаичную мифологизированную институцию попытались возродить на националистической почве. Первым гетманом «украинского козацтва» в 1991 стал экс-диссидент В.Чорновил, затем булаву «почетного гетмана» получали поочередно президенты Л.Кравчук, Л.Кучма, В.Ющенко. Но в целом состоянии казачество пробыло очень недолго, традиционно приобретя вид весьма раздробленных группировок политизированного или фольклорно-этнографического характера. Сегодняшние «казачества» выродились в костюмированные партийки – с тем же пренебрежением к легитимности и каким-то порядкам или правилам. Несмотря на декларируемую воинственность, украинское казачество никак не проявило себя и в условиях текущей Войны в Новороссии. Все более-менее заметные «гетманы-атаманы» исчезли с горизонта событий еще летом 2014 года (за редчайшими исключениями – А.Безручко, В.Ткаченко).

Резюмируем: казачество сыграло большую роль в создании и развитии украинской нации. Но, выполнив эту задачу, превратилось в обыкновенное сословие феодально-капиталистического общества Российской империи. Поэтому попытки его реставрации в полном объеме в современных условиях являются бесперспективными и анахронистическими.

Литература

1. Грушевський М.С. Історія України-Русі.–К.: Наукова думка, 1991.–Т.VII.–С.82.

2. Яворницький Д.І. Історія запорозьких козаків: в 3 томах.-К.: Наукова думка, 1990.-Т.2.-С.8.

3. Полное собрание русских летописей.-Т.12.-С.68.

4. Рігельман О.І. Літописна оповідь про Малу Росію…-К.: Либідь, 1994.-С.716-720, 731-734.

5. Яворницький Д.І. Історія запорозьких козаків.-Т.2.-С.7.

6. Цит. по: В.Губарев. Флибустьеры из Запорожья // Донецкий кряж 8.03.2001.

7. Вольтер. История Карла XII, короля Швеции, и Петра Великого, императора России.-СПб: Лимбус Пресс, 1999.

8. Карр Э. История Советской России: в 14 томах.-М.: Прогресс, 1990.-Т.1.-С.237.

9. Сергийчук. В.І. Имєнєм Війська Запорозького.-К.: Україна, 1991.-С.70.

10. Шевченко Ф.П. Участь представників різних народностей у визвольній війні 1648–1654 pp. на Україні // Український історичний журнал.-1978.-№11.-C.13-22.

11. Семененко В.И., Радченко Л.А. История Украины с древнейших времен до наших дней.-Харьков: Торсинг, 1999.-С.105.

12. Гурбик А.О. Виникнення Запорозької Січі (хронологічний та територіальний аспекти проблеми) // УІЖ.-1999.-№6.-С.13.

13. Яворницький Д.І. Історія запорозьких козаків.-Т.1.-С.143.

14. Подробнее см: Федоровский Ю.Р. Украинцами ли были «украинские козаки»? // Вестник Юго-Западной Руси/Имперское возрождение (Москва).-2007.-№5.-С.81-82.

15. Маркс К. Стенька Разин. // Молодая гвардия.-1926.-№1.-С.104–125.

16. Соловьев С.М. Сочинения. Кн.ІV.–М.: Мысль, 1989.–С.279.

17. Голобуцький В. Запорозьке козацтво.-К.: Вища школа, 1994.-С.161.

18. Федоровський Ю.Р. Історія українського козацтва.-Луганск: Глобус, 2006.-С.15.

19. Крипякевич І. Історія України.-Львів, 1992. –С.177.

20. Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в 3 томах.–М.: АН СССР, 1953. –Т.1.-С.50,87,110,129,166 и др.

21. Соловьев С. Сочинения.–Кн.V.–С.185.

22. Панасенко А. «Голе, босе і з шаблюкою» // «2000» 30.03.2007.

// «Журнал исторических, политологических и международных исследований» (Донецк). №1, 2016, с.12-21.  



Tags: История Украины, научное, про казаков
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo yadocent сентябрь 10, 05:48 Leave a comment
Buy for 90 tokens
8 сентября в Далевском университете прошел Круглый стол «Научно-промышленный потенциал Луганской Народной Республики: перспективы развития в интеграции с Российской Федерацией», организованный Министерство промышленности и торговли ЛНР, Федерацией профсоюзов и ГОУ ВО ЛНР…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments